Январь, 2024
Время прочтения: 5 мин

Разумное масштабирование

Вопрос масштабирования рано или поздно встает перед любым собственником бизнеса. Продолжать ли работать на тех же оборотах или наращивать их? И как это делать: резко или постепенно? Как избежать разных неожиданностей? Например, увеличения налоговой нагрузки, которая в итоге может «съесть» всю прибыль. Давайте рассмотрим это подробнее.

Определяем точку А

В рамках своей деятельности в «PROFIT Consulting» я работала с компанией «ФорПост». Ее собственник обратился за консультацией, когда перед ним встал вопрос о масштабировании. Нужно было подобрать оптимальную юридическую структуру бизнеса. На тот момент они готовились менять категорию покупателей: если раньше компания работала только с физическими лицами, то на этот раз поступил крупный заказ от юридического лица. Но расскажу обо всем по порядку.

Деятельность «ФорПоста» — поставка и монтаж промышленного оборудования. Работа велась от двух разных юридических лиц: торговали как ООО, а монтировали как ИП. Соответственно, с заказчиками заключались два договора: отдельно на поставку и отдельно на монтаж. И оплата производилась на два расчетных счета.
Это позволяло оптимизировать налоговую нагрузку. ООО работало по упрощенной системе налогообложения (доходы - расходы). Что касается ИП, здесь использовалась двойная система: патент на определенные виды работ и УСН по доходам.
Собственник бизнеса рассказал, что у них на горизонте появился крупный заказ. Потенциальный клиент работал над строительством целого завода. Разумеется, и объем поставки был внушительным.

Только вот работать по двум договорам и двойной оплате контрагент не хотел. Ему требовался четкий договор с точным указанием ответственности и гарантией. И наш клиент оказался перед непростым выбором.

Шаг 1. Построить финансовую модель

Итак, нужно было определиться с тем, какую правовую форму оставить для данного контракта. И по возможности оптимизировать при этом налоговую нагрузку.
Для этого необходимо было просчитать, какую выручку и прибыль получит компания в ближайшее время. Какая система налогообложения будет оптимальной при таких показателях. И с какой формой регистрации бизнеса это будет выгоднее. Все цифры мы брали на срок один год.

Мы просчитали финмодель для разных организационных форм. Сумму выручки по данному контракту мы знали заранее. Посчитать расходы компании на выполнение заявки тоже было несложно. И мы построили финмодель конкретно под этот заказ. Рассмотрели, каким будет налог для ООО, для ИП и для комбинированных схем, по которым деятельность велась до сих пор.

В рамках составления финмодели я также рекомендую провести проверку поставщиков и заказчиков. Например, платят ли поставщики НДС и налог на прибыль. Если нет входящего НДС, то эта налоговая нагрузка полностью ляжет на нашу компанию. Иногда в таких случаях выгоднее сменить поставщиков.

При масштабировании необходимо оценить и своих заказчиков. В данном случае клиент впервые работал с юрлицом, а это подразумевает свои нюансы. К примеру, юрлицам также часто бывает важно, чтобы контрагент со своей стороны оплачивал НДС и налог на прибыль. И если компания заинтересована в сотрудничестве, то выбор нужно будет сделать в пользу ОСН.

Шаг 2. Выбор наилучшего варианта

По расчетам вышло, что в данном случае оптимальным будет вариант с ИП. Налог для ООО составил бы более 4 млн рублей. При этом для ИП можно было использовать патент, который уже был оплачен, а на продажу оборудования — УСН со ставкой 6% от дохода. В таком случае доплатить по налогам пришлось бы всего 600 тысяч рублей по этому проекту.
Деятельность по патенту имеет свои ограничения — доход должен быть не более 60 млн рублей в год. Пока заказ такого объема был единичным, клиент без труда проходил под это условие. Однако мы сразу оговорили, что если таких заказов будет несколько, придется снова просчитывать другие варианты.

Подобное объединение служит и еще одной цели — доказывает реальность компании. Это бывает важно при работе с крупными заказчиками: многие из них перед сделкой проверяют потенциального партнера на реальность — смотрят обороты и прочие данные.
Просчитали мы и вариант с сохранением той же дробной системы, что была раньше. Хотя было понятно, что для данного клиента такой формат не подходит. И выяснили неожиданный факт: то, что было привычным, оказалось не самым выгодным для масштабирования. Налог здесь был пусть ненамного, но выше, чем при выборе только ИП.
Выяснить всё это удалось благодаря финмодели. Именно на ней строятся все дальнейшие расчеты и делаются все выводы.

Шаг 3. Установить цифры

В процессе составления финмодели мы смотрели возможные сценарии событий на будущее. Считали ожидаемые доходы компании и налоги, которые придется заплатить. Так мы понимали, какой будет чистая прибыль компании.

Это дает собственнику возможность понять перспективы бизнеса и выгоду от масштабирования. Компания сможет учитывать эти суммы при формировании бюджета, совершении закупок и других расходов. То есть эти цифры не станут неожиданностью, когда придет пора их выплачивать.

Возможны и другие варианты. К примеру, если в будущем клиент будет работать с налогом на прибыль, а это 20%, то будет выгодно по максимуму легализовать все расходы: вода и печенье в офис, вызов такси, канцтовары… Словом, учитывать в расходах всё то, что часто покупается за свой счет и не вносится в отчетные документы.

Взаимовыгодное сотрудничество

В процессе работы мы с клиентом нашли наилучший вариант для сотрудничества с новым заказчиком. Посчитали все доходы и расходы, рассмотрели разные варианты на финмодели и смогли определиться, на чем остановиться в данный момент. Однако в каждом конкретном случае выбор будет различаться. И это зависит от разных факторов: вида деятельности, объемов работы, количества сопутствующих расходов и многого другого.
И даже если удалось найти идеальный вариант, это не значит, что мы выбираем его раз и навсегда. Например, для «ФорПоста» всё может поменяться, если объемы продаж снова вырастут. Когда доходы уже не будут укладываться в лимиты по патенту, нужно будет выбирать другой вариант. И просчитывать разные возможности. Но главное — теперь собственник компании сам это понимает и сможет своевременно принять необходимые меры.

* В целях конфиденциальности название компании изменено.
Самое время заказать звонок и обсудить вашу задачу
P. S. Это ни к чему не обязывает. Просто поговорим и поймем, чем можем быть полезны
Введите свои данные
© PROFIT Consulting, 2023
Подписывайтесь на нас в социальных сетях