Анализ XYZ позволяет вычислить стабильность спроса на тот или иной товар. Что продается регулярно, а что зависит от каких-то дополнительных факторов (сезон или влияние различных тенденций).
Расчет этого показателя производится так:
- определяем среднемесячную выручку по каждому товару (берем общегодовую выручку от реализации товара и делим на 12);
- рассчитать стандартное отклонение (взять выборку по месяцам и определить, на сколько процентов она отличается от среднемесячной).
Например, выручка по одной и той же товарной позиции в октябре составила 300 тысяч рублей, затем в ноябре 1,5 млн рублей, а в декабре опять только 300 тысяч. Мы сразу анализировали, с чем связаны такие скачки, и принимали решение, какие товары оставить на складе, а что можно вывести из ассортимента.
По этому параметру все товары также можно поделить на 3 категории:
X – товары, пользующиеся регулярным спросом (коэффициент меньше 0,1);
Y – товары с более низким, но прогнозируемым спросом (от 0,1 до 0,25);
Z – товары, которые покупают только иногда (коэффициент выше 0,25).
Товары из группы Y – это обычно сезонные товары, например, зимняя одежда или новогодние аксессуары. Их не обязательно держать на складах постоянно, главное – не пропустить момент, когда пора их закупать. От товаров из группы Z можно совсем отказаться либо закупать очень маленькие партии. При этом стоит помнить, что даже одна продажа товара из группы Z может принести высокую прибыль.
Анализ XYZ показал, что товары, которые считались лидерами, не пользовались стабильным спросом. И мы совместно с руководителями смогли определить, какие позиции приносят максимальную прибыль, а затем пересмотрели товарную матрицу. Что-то решили совсем вывести из ассортимента, а что-то другое поставить в приоритет и направить сюда больше усилий: больше закупать, больше рекламировать, больше продвигать.