Неправильное представление отчетности - вред бизнесу!
В некоторых компаниях с виду все отлично. Дело растет и развивается, продажи, маркетинг, PR и другие отделы стабильно работают и выдают хорошие показатели. И даже в финансовом отделе работа кипит и отчетность сдается.
Чего еще желать? Оказывается, если копнуть поглубже, то и в этой идиллической картине можно отыскать недостатки. Например, финансовая отчетность, которая вроде есть, но разобраться в ней невозможно.
Компания «Фрегат» реализует крупные объемы морепродуктов. Их клиентами являются различные торговые сети, отели, рестораны и кейтеринговые компании. Штат компании насчитывает более 80 сотрудников, а оборот превышает 2 млрд рублей в год и продолжает расти.
Организация бизнеса поставлена великолепно. Все процессы отлажены, сформирована финансовая служба, которой управляет свой финансовый директор. Однако при обращении к нам двое владельцев «Фрегата» рассказали об ощущении, что дела в бизнесе идут сами по себе и они управляют им не в полной мере.
Собственники говорили, что несмотря на четкие цифры, многое остается для них непонятным. Им казалось, что деньги не находятся под контролем и движутся сами по себе, оставаясь в стороне от самого бизнеса. Предоставляемые отчеты не показывали, как развивается компания, в каких областях динамика положительная, а в каких отрицательная. К тому же многие важные показатели были известны только финдиректору, и чтобы быть в курсе дела, приходилось постоянно обращаться к нему с вопросами.
Чтобы выяснить, в чем дело, мы предложили провести финансовый аудит. И сразу поняли, что наращивать нужно скорость и наглядность.
Сразу предупредим, что история реальная, но название компании изменено.
Проблемы в финансовой отчетности
В процессе аудита мы проверили множество отчетов, но ошибок в них не обнаружили. Все данные в них были указаны верно, расчеты тоже проведены корректно. Но мы обнаружили две проблемы. И все же было два момента, которые и создавали впечатление, что бизнес идет бесконтрольно.
О них и расскажем↓
1. Запоздалая сдача отчетов.Финансовый директор предоставлял отчеты за истекший месяц в конце следующего месяца. Отчеты за июль попадали к владельцам бизнеса только в конце августа, а за август — в конце сентября. Чтобы сравнить, поясним, что наши финдиректора ежемесячно сдают отчеты не позднее 5-го числа.
Поэтому собственники не могут оперативно отреагировать на изменения. Например, один из филиалов переходил на новую CRM. Чтобы внедрить ее, нужен месяц. А оценить результат владельцы могут еще через месяц. То есть решение принято, скажем, в апреле, а как это сказалось на бизнесе, собственники смогут понять не раньше конца июня. Привела ли новая CRM к росту или к падению показателей компании? От ответа на этот вопрос будут зависеть дальнейшие шаги руководства. И чем скорее они будут предприняты, тем эффективнее работа бизнеса.
Для наиболее эффективной работы бизнеса финансовые отчеты должны сдаваться как можно скорее! К примеру, операционный отчет отдела продаж. Другие — раз в неделю: отчет о складских остатках или о выполнении плана закупок. А основные отчеты, необходимые для управления бизнесом, — ДДС, ОПиУ и баланс — финансовый директор предоставляет раз в месяц. И желательно не позднее 10-го числа.
2. Непонятные отчеты. Отчеты компании строились на данных, извлеченных из 1С.
В таком виде собственники получали отчет о прибылях и убытках
А эта простыня — отчет о работе подразделений
То есть все критерии финансового учета соблюдены, цифры посчитаны верно. Но при этом ничего непонятно. Собственнику будет сложно самостоятельно провести анализ такой отчетности, и не факт, что на ее основе он сможет сделать четкие выводы.
К тому же работать с таким отчетом крайне неудобно. Чтобы сопоставить статьи расходов по подразделениям, его нужно листать вверх и вниз, запоминать и сравнивать значения, указанные в разных местах.
Изучив это, мы пришли к выводу, что проблемы компании связаны с непродуманной презентацией отчетов.Итак, мы разобрались, почему владельцы «Фрегата» не чувствовали, что они в полной мере контролируют свой бизнес. Далее мы решили выяснить, а почему эти две проблемы вообще появились.
❌ Проблема; ☝ Причина; ✅ Решение
Поздняя сдача отчетности; Поставщики не вовремя высылают первичку, и финдиректор «Фрегата» не успевает признать доходы и расходы; Обратиться напрямую к собственникам компаний-контрагентов. Попросить присылать документы вовремя. Небольшие суммы, в которых мы уверены, лучше посчитать в рамках следующего месяца, но отчетность готовить в установленный срок.
Непонятные отчеты; Финдиректор делает упор не на управленческие отчеты, а на финансовые. Поскольку его основная обязанность — это управление финансовой службой; Ввести новые шаблоны отчетов, сначала заполнять их вручную, а затем переходить на автоматическую выгрузку цифр из 1С
Когда мы нашли причины возникших трудностей, сразу появились и решения. После этого в течение двух месяцев мы полностью переформатировали финансовые отчеты клиента.
Тот же самый ОПиУ стал выглядеть совсем иначе↓
Помимо отчетов, теперь для компании составляется презентация с понятными графиками и схемами. Презентации выносятся на обсуждение раз в месяц на двухчасовой встрече. Это время посвящено анализу всех важных показателей и динамики по филиалам и бизнесу в целом.
Так теперь выглядит слайд с анализом выручки по подразделениям
Удобные отчеты в нужное время!
Мы начали работу с финансового аудита. Хорошо, что все отчеты были составлены корректно: финансовая служба во главе с финдиректором работали прекрасно! У собственников не получалось создать цельную картину именно потому, что правильные цифры неправильно преподносились. Им приходилось собирать данные по фрагментам, да еще и с опозданием.
У нас ушло 2 месяца на то, чтобы переформатировать отчеты, сделать их максимально прозрачными. Одновременно мы перестраивали систему так, чтобы отчетность сдавалась вовремя. И хотя идеала сразу добиться не удалось, сдача отчетности сдвинулась на 12–13-е число месяца.
В результате собственники стали быстрее видеть цифры и лучше в них разбираться, им стало понятнее, что происходит в бизнесе. А следовательно, выросла скорость принятия важных управленческих решений.
Финансовая отчетность может помочь бизнесу работать эффективнее! Главное — правильно ее организовать.
В наших силах сделать так, чтобы финансовая отчетность из обычной рутины стала полезным помощником в управлении вашим бизнесом.
Также мы поможем с другими финансовыми задачами:
организовать финансовую службу в компании;
оцифровать работу отделов;
выстроить систему мотивации;
провести аудит финансовых отделов;
разработать специфические отчеты;
выстроить политику распределения прибыли или инвестиционную.
Самое время заказать звонок и обсудить вашу задачу
P. S. Это ни к чему не обязывает. Просто поговорим и поймем, чем можем быть полезны