С управлением и полномочиями собственниц определились, инструкцию составили — осталось передать функции. Чтобы это исполнить:
- провели презентацию для сотрудников;
- передали функции Светлане;
- начали составлять инструкции.
Презентация. Не получится просто взять и с понедельника начать работать по-другому. Команда должна быть готова к изменениям. Поэтому в «Смайлике» провели презентацию: объявили, что Светлана больше не будет заниматься операционкой, а Полина займет должность генерального директора.
На встрече сотрудникам объяснили, кто теперь будет выполнять различные функции Светланы, и пояснили то, что было непонятно. Полину тоже подготовили: дали рекомендации по общению с клиентами и нюансам работы с персоналом.
Передача функций. Функции Светланы, по которым не были прописаны бизнес-процессы, мы стали считать зоной роста. На данный момент их передали просто на словах – собственница стремилась побыстрее закончить с операционкой.
Инструкции. Здесь было 4 шага.
1. Проанализировать бизнес-процессы по функциям и их ценным конечным продуктам.
2. Прописать инструкции и обучить сотрудников с ними работать.
3. Убедиться, что процессы настроены и функционируют — это главное условие выхода собственницы из операционки.
4. Передать функции назначенным ответственным.
В этом случае не всё получилось по правилам: некоторые задачи не успели описать. Светлана комментировала их устно, а мы перекладывали эту информацию на инструкцию. Не для каждого процесса требуется детальное описание. Например, урегулирование возражений партнера происходит нечасто, поэтому передать можно без инструкций. Чтобы разобраться, что делать в такой ситуации, Светлана объяснила:
· как понять, есть ли разногласия, если партнер не говорит об этом напрямую;
· как решить проблему (договориться о новых условиях, предложить бонус и т. п.);
· какой должен быть результат (подписание партнером новых условий, составление нового договора, сообщение от партнера);
· как это происходило прежде (привела примеры, что было эффективно, а что нет).
Опираясь на этот список, мы совместно с генеральным директором составили схему процесса, инструкции и порядок действий для коллектива.
В результате собственницы заняли свои места, а у сотрудников появилось поле для инициативы.
На всю работу ушло два месяца. За это время мы в связке с собственницами:
- провели диагностику компании;
- определили, на каком уровне управления они находятся;
- начали настраивать операционку, чтобы было из чего выходить;
- запустили изменения, проведя презентацию для сотрудников и пересмотрев бизнес-процессы — назначили новых ответственных за функции, которые перешли от собственницы.
Полина при поддержке директора по развитию снова организует бизнес-процессы и инструкции для тех функций, которые еще не были прописаны. Также она отвечает за отношения с клиентами. Например, недавно компания впервые собрала всех франчайзи на общую встречу. Была собрана качественная обратная связь от клиентов, из которой стало понятно, над чем еще стоит поработать.
Светлана, как и планировала, вышла из операционки. Теперь у нее появилось больше времени не только на бизнес, но и на пиар: общение с партнерами и новыми клиентами, участие в профессиональных выставках.
Члены команды в это же время стали более инициативными и чаще предлагают свои решения сложных задач. А результаты уже отразились в цифрах, например доходы отдела поддержки партнеров и франчайзи выросли на 120% по сравнению с предыдущим месяцем.
Основной результат: собственница сосредоточенна на стратегическом росте и не чувствует себя вымотанной из-за текучки.