Сентябрь, 2023
Время прочтения: 3 мин

Диагностика — спасательный круг для компании

Бывают ситуации, когда дела в компании идут в целом неплохо, но выйти на следующий уровень почему-то не получается. Есть штат опытных сотрудников, разделение по отделам, управление поставлено, учет ведется… Все как надо! Или все же нет?

Давайте рассмотрим, в чем может быть дело.

Вырос спрос

Весной нынешнего года к нам обратился владелец крупной компании по производству промышленного оборудования. За минувший год обороты фирмы увеличились в 3 раза. Казалось бы, можно радоваться и наращивать объемы производства. Но все оказалось не так просто!

С такими темпами роста стало сложно управлять компанией. При этом все специалисты остались на своих местах, и казалось, что к масштабированию бизнес готов. Собственник хотел выйти из операционки и заняться разработкой и внедрением новых проектов. Он даже прошел обучение для владельцев бизнеса, нанял команду топ-менеджеров и сделал ряд других изменений. Например, для компании была разработана оргструктура, проводились регулярные координации с руководителями. Но выйти из операционки и сосредоточиться только на развитии компании все равно не получалось. И он пришел к нам.

Описанная ситуация нас удивила. По рассказам собственника выходило, что все необходимое уже сделано. А бизнес по-прежнему испытывает трудности. И мы стали разбираться на месте.

Правильный диагноз

Чтобы понять, на каком уровне возникла проблема, мы предложили клиенту наш мини-продукт «Диагностика бизнеса». Консалтинговые компании нередко дают этот этап в виде бесплатного бонуса: пару часов специалист задает вопросы владельцу, а потом предлагает возможные решения.
Но мы работаем по-другому. Наша диагностика идет продолжительное время, это тщательный и скрупулезный процесс. Мы сами изучаем, как ведется деятельность компании, общаемся с каждым ТОПом, участвуем в совещаниях, анализируем показатели и оргструктуру. Словом, выявляем проблемы не только на бумаге, но и в самих бизнес-процессах. Длится такая диагностика не один день, и ее результатов может быть достаточно для принятия серьезных управленческих решений.

Глубокая диагностика направлена на то, чтобы найти узкие места в разных секторах деятельности: производство, продажи, маркетинг, управление персоналом… Также в процессе диагностики устанавливаются краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, его перспективы и возможности развития. А далее выявляется, какие из найденных проблем мешают двигаться к поставленным целям, и составляется план, как это исправить. И если руководство вводит план в действие, то процессы отлаживаются достаточно быстро и компания начинает двигаться в сторону дальнейшего роста.

Текущая ситуация

Диагностику мы начали с того, что провели интервью с собственником и руководителями отделов. На этой стадии можно оценить компетенции и мотивацию людей, посмотреть на процессы, идущие в бизнесе, с разных точек зрения.

Кроме того, изучили, как проходят встречи руководителей, о чем и как говорят на совещаниях, ведется ли протокол, как фиксируются договоренности и контролируется их исполнение.
А также рассмотрели оргструктуру компании, описание бизнес-процессов и проверили, насколько прописанное на бумаге соблюдается в реальности.

Над чем нужно поработать

По результатам диагностики мы выявили несколько основных проблем:
  1. Некоторые руководители не соответствовали по компетенциям занимаемым должностям. Например, отделом продаж руководил человек, имеющий больше навыков и опыта в управлении персоналом.
  2. В компании был генеральный директор, но собственник не передал ему управленческих полномочий. И его роль в компании оставалась чисто номинальной, в то время как основные решения по-прежнему принимал собственник. В результате руководители на местах не воспринимали его как генерального директора и обращались по многим вопросам напрямую к собственнику.
  3. Что касается совещаний, мы обнаружили, что их в компании проводится слишком много. Каждое утро у всех руководителей было забито встречами и планерками. Причем, посетив их, мы увидели, что они по большей части не функциональны. Не было повестки, не велся протокол, договоренности нигде не фиксировались, результаты не проверялись.
  4. Финансовый учет не велся должным образом. При первом разговоре с собственником мы спросили его об управленческом учете в компании. И получили ответ, что управленческий учет ведется. Собственник был в этом искренне уверен. В компании даже был финансовый директор! В результате оказалось, что учет велся поверхностно и многие средства оставались неучтенными: себестоимость продукции, дополнительные расходы. Бюджет тоже не составлялся.

Результаты и рекомендации

Результаты диагностики мы оформили в презентацию и ознакомили с ней собственника. В презентации было наглядно показано текущее состояние дел и какие шаги необходимо предпринять на сегодняшний день, чтобы получить быстрый результат, ведущий к развитию. Расхождения по некоторым моментам были очень существенными.

Собственник хотел отойти от операционной деятельности, заняться проектами по разработке нового оборудования и расширением связей с крупными заказчиками. Управление компании он рассчитывал оставить на генерального директора.

С помощью диагностики он увидел, почему в настоящее время это невозможно. В компании не были настроены бизнес-процессы, многие сферы функционировали в режиме ручного управления. Для эффективного масштабирования сначала следовало отладить это.

Также были даны рекомендации переставить некоторых руководителей по отделам. Например, поменять местами руководителей отдела продаж и отдела персонала. Сделать так, чтобы люди были ответственны за те процессы, в которых они разбираются лучше всего.

Следующая рекомендация касалась рабочих совещаний. Мы рекомендовали собственнику сократить их количество и проводить их более эффективно. Внедрить одно общее совещание руководителей отделов, чтобы команда могла синхронизироваться друг с другом по задачам и действиям. Фиксировать результаты и распределять зоны ответственности. Устанавливать критерии достижения оговоренных целей и контролировать их выполнение в установленный срок. Предоставить людям вопросы в рамках поставленных задач решать напрямую друг с другом, не собирая консилиум.

Чего удалось добиться

Владелец бизнеса внедрил многие наши предложения. В частности, рекомендации по проведению встреч были внедрены еще во время нашей совместной работы. И первые результаты тоже стали заметны сразу.

Время сотрудников стало использоваться более эффективно. Руководители смогли заняться своими обязанностями, а не постоянным разбором одних и тех же тем. Введение протокола встреч, фиксации договоренностей серьезно изменило коммуникацию между отделами.

Операционное управление принял на себя сам собственник. Очень важно, что теперь ему стало понятно, что делать дальше и как управлять компанией в условиях роста. А с тем, кто ранее занимал должность генерального директора, удалось договориться на смену позиции: теперь он отвечал за обеспечение безопасности предприятия.

Были предприняты первые шаги к более системному управлению в финансовой сфере. Это даст возможность более эффективно распоряжаться имеющимися средствами и понимать, откуда приходят и куда уходят основные потоки финансов.

Управление компанией существенно изменилось буквально за 3-4 шага. И здесь же стало очевидно, что у команды нет конкретных целей по развитию своих отделов. А значит, и весь бизнес продолжает оставаться в одной точке. Поняв это, собственник менее чем через месяц объявил и провел первую стратегическую сессию, где поделился своим видением будущего компании и совместно с командой определил действия по достижению этой цели на 23-24 год. Учитывая готовность руководителя и коллектива к переменам, мы уверены, что теперь этот бизнес будет последовательно двигаться по намеченному пути.

Диагностика бизнеса позволяет быстро выявить проблемные места, которые препятствуют дальнейшему развитию компании, и принять управленческие решения для повышения эффективности работы.

Самое время заказать звонок и обсудить вашу задачу
P. S. Это ни к чему не обязывает. Просто поговорим и поймем, чем можем быть полезны
Введите свои данные