Август, 2023
Время прочтения: 4 мин

Директор по развитию и рост вашего бизнеса

Кто такой директор по развитию и в чем его функции? Давайте разбираться. К примеру, финдиректор в деталях разбирает финансы компании, чтобы понимать, как компании развиваться дальше. Это понятно. Но ведь бизнес не ограничивается только финансовой сферой! Другие аспекты тоже требуют пристального внимания. Здесь на помощь и приходит директор по развитию.

Иногда клиенты ищут специалиста, способного навести порядок в финансах, но затем хотят большего. Поняв систему и структуру своих денег, они мечтают добиться таких же результатов во всем остальном. Можно ли это сделать? Конечно. Но очевидно, что это уже не входит в круг задач финдиректора. Значит, нужен кто-то еще.

Работа директора по развитию

С такими функциями справляется директор по развитию. Его задача – создать сплоченную команду ключевых сотрудников, уверенно владеющих инструментами управления, чтобы компания развивалась и наращивала прибыль.
То есть финансовый директор имеет дело с деньгами, а директор по развитию – с руководителями. В сегментах малого и среднего бизнеса внимание руководителей часто сосредоточено на текущих операционных задачах. Им приходится разбирать проблемы, которые уже произошли. Разумеется, в таких условиях некогда думать о развитии и новых возможностях.
Однако не стоит забывать, что развитие – первоочередная задача руководителя любого уровня. И директор по развитию помогает им с этим справляться: обращает внимание на узкие места в бизнесе, меняет подход к привычным задачам и процессам с помощью новых инструментов, которые раньше не использовались.

В число задач директора по развитию входят:
  • проведение начального аудита;
  • составление дорожной карты;
  • фокус на системе координаций;
  • внедрение управленческих отчетов;
  • постановка стратегических сессий;
  • внедрение и контроль проектов развития;
  • разработка организационной структуры компании;
  • внедрение системы показателей;
  • обучение руководителей и собственника;
  • организация оперативного, тактического и стратегического планирования.
А теперь подробнее остановимся на каждом пункте.

Проведение начального аудита

В индивидуальных беседах с владельцами и менеджерами директор по развитию выявляет текущее состояние бизнеса, ищет уязвимости и точки роста.
В то же время он оценивает настрой команды и топ-менеджмента в общем. Случается, что на управляющих позициях оказываются случайные люди, которых не интересует дальнейшая судьба бизнеса. В полномочия директора по развитию не входит кого-либо увольнять, но он сообщает об особенностях и настроениях коллектива собственникам. Выводы те делают уже самостоятельно.
Больше всего директор по развитию работает с руководителями разных уровней. Он изучает, насколько хорошо они знают продукт, важно ли для них развитие компании и к чему они стремятся в жизни и своём деле.

Также директор по развитию много общается с владельцем компании, чтобы понять, что является первостепенным в его глазах. Бывает так, что собственник видит зоны роста только в той части, где сам является профессионалом, а остальное попросту игнорирует.
Например, если владелец компании сам в прошлом программист, он может бесконечно дорабатывать продукт и наращивать автоматизацию процессов. При этом просадки в продажах и маркетинге останутся без его внимания. Директор по развитию покажет те аспекты, которые собственник привык не замечать, но которые по факту дают серьезные перспективы.

Составление дорожной карты

Здесь будет определено, на каких задачах сосредоточиться в первую очередь. В карте отмечаются все проблемы, замеченные при аудите, и возможные пути их решения. Реализация дорожной карты является уже ответственностью менеджмента, директор по развитию только следит за процессом и при необходимости вносит коррективы.
Часто бизнес-консультанты, приходя в компанию, делают наоборот – наводят порядок своими руками, отдавая команде чёткие указания. А когда они уходят, всё съезжает обратно, поскольку никто в компании так и не научился ответственно и самостоятельно подходить к решению новых задач.

Фокус на системе координаций

Нередко представители бизнеса собирают на встречи всех подряд, не обозначают повестку собрания или несколько раз меняют ее по ходу встречи. Начали обсуждать продажи, потом переключились на логистику, а закончили продвижением. Иногда даже повода для встречи нет, но её всё равно проводят.
Директор по развитию учит получать от любой встречи максимум. Выясняет, кому нужно участвовать в каждом конкретном случае, определяет координаторов, учит ставить повестку, вести протоколы и фиксировать результаты.
В итоге встречи становятся более продуктивными и нацеленными на решение бизнес-задач.

Внедрение управленческих отчетов

Директор по развитию обучает руководителей формировать ежемесячный отчет и представлять его владельцу бизнеса. Это помогает точнее оценивать свою работу, отмечать свои успехи и неудачи.

Постановка стратегических сессий

Стратегическая сессия — это неделя, отведенная на постановку целей на ближайший квартал, полгода или год. В большинстве компаний это делается силами одних собственников. Они сами решают, какие планы будут в приоритете в ближайшее время. Затем с этим планом знакомят сотрудников, и тем остаётся лишь приступить к его выполнению.
Однако в идеале стратегическая сессия должна учитывать мнение всех руководителей. Каждый отчитывается о выполненной работе за минувший период и ставит реалистичные планы на будущее.
Если менеджеры участвуют в сессии, то план не вызывает отторжения, ведь каждый чувствует себя причастным к его составлению.
Директор по развитию помогает спланировать и провести первую стратегическую сессию для команды.

Внедрение и контроль проектов развития

Директор по развитию проводит беседу с каждым менеджером, выясняя, что можно улучшить в конкретном отделе, чтобы это пошло на пользу всей компании.
Вот примеры того, что могут предложить руководители.
Идея может быть как одна, так и несколько. В таком случае директор по развитию выбирает, какую из них поставить в приоритет на ближайший квартал.
В каждой программе развития топу нужно задать цель, описать идеальную картину выполнения, указать ресурсы и риски. Затем программа выносится на обсуждение собственнику и коллегам. Если её утверждают, руководитель приступает к работе, а директор по развитию раз в неделю оценивает прогресс.

Разработка организационной структуры компании

В организационной структуре обозначаются функции каждого департамента и то, какой ценный конечный продукт он предоставляет.
В любой фирме можно выделить шесть основных отделов.
  • HR. В его обязанности входит наем сотрудников и их введение в должность.
  • Коммерческий. Работает с продажами и привлечением клиентов.
  • Финансовый. Распределяет на нужды компании деньги от работы коммерческого отдела.
  • Производственный. Занимается непосредственно продуктом (товарами или услугами).
  • Отдел качества. Проверяет работу производственного департамента.
  • Пиар-отдел. Делится успехами компании на широкую публику, выводит на свет результаты работы.

Внедрение системы показателей

Решения в компаниях часто принимаются на эмоциях. Например, решающими могут стать симпатии к определенным сотрудникам или личные предпочтения собственников.
Система показателей помогает ориентироваться на твердые результаты: сколько продукции удалось реализовать, сколько людей нанять, сколько рабочих идей внедрить.

Также система показателей выявляет ситуации, когда один человек выполняет несколько функций. Например, выступает в одних ситуациях как снабженец, а в других ситуациях отвечает за логистику. Допустим, показатели говорят, что он прекрасно справляется с закупкой материалов, а в логистике всё не так гладко. Руководители порой увольняют таких подчиненных, считая, что они не справляются. А разбивка функционала на два показателя помогает увидеть, чем работник действительно полезен компании.

Работа над системой показателей с директором по развитию помогает понять, что происходит в компании на самом деле, выявить узкие места и быстро реагировать на проблемы.
Как это работает на практике? Например, у компании хорошие показатели по производству и продажам, но не выполняется план по найму. Прямо сейчас всё идет хорошо, но становится понятно, что при нехватке людей возникнут проблемы и в продажах, и в производстве. Этим некому будет заниматься. А через систему показателей можно научить руководителей видеть и предотвращать такие риски.

Обучение руководителей и собственника

Директор по развитию не просто дает информацию, а помогает ключевым сотрудникам выработать и укрепить новые навыки. В результате растут их компетенции по управлению компанией.

Часто предприниматели становятся руководителями “по залету”. У них прекрасное бизнесовое мышление, но руководить сотрудниками и достигать результата руками команды их никто не учил.
Работа с директором по развитию позволяет понять, какие обязанности и полномочия есть у руководителей, за что они несут ответственность, как им работать с командой и мотивировать людей. Всё это внедряется на практике, поэтому руководители получают не абстрактные знания, а новые управленческие навыки. Адаптированные индивидуально для них.

Такая работа часто вскрывает и другие несовершенства системы. К примеру, при внедрении задач по развитию появляется система еженедельного трекинга этих задач. И может оказаться, что кто-то из руководителей так нагружен операционкой, что ему не хватает времени заниматься развитием. Дальше нужно выявить, почему это происходит. Это могут быть проблемы с планированием или делегированием. Директор по развитию обучает менеджера эффективнее использовать свое время, чтобы область, за которую он отвечает, росла, развивалась и оказывала положительное влияние на компанию.

Похожее обучение необходимо и собственнику. Он тоже должен владеть управленческими навыками. Даже если в компании есть нанятый генеральный директор, значит, собственнику нужно управлять этим директором.

Организация оперативного, тактического и стратегического планирования


В любой компании должны быть три типа задач:
  1. операционные — ежедневная деятельность по производству, закупкам, продажам, оказанию услуг;
  2. тактические задачи, “на вырост” — масштабирование, найм новых сотрудников, формирование новых отделов;
  3. стратегические задачи — всё, что выводит компанию на другой уровень.

Многие компании работают только в операционном режиме и вовсе не имеют стратегии. Их руководители не знают, куда хотят прийти через год или десять лет. Директор по развитию помогает как выработать такую стратегию, так и распределить уровни ответственности. Собственник отвечает за формирование стратегии, топы — за ее реализацию, тактические задачи делятся между топами и руководителями более низкого уровня, а операционку выполняют линейные сотрудники.

Отличаются задачи и по горизонту планирования. Операционка планируется на неделю, тактические задачи ставятся на месяцы и кварталы, а стратегические охватывают срок не менее года. Далее при участии директора по развитию формируется система отслеживания этих задач, периодически проводится переоценка — насколько адекватно выбрана стратегия, удается ли компании двигаться по намеченному пути?

Все уровни задач взаимосвязаны: стратегические задачи разбиваются на тактические, а те — на более мелкие операционные. И только слаженная работа на всех трех уровнях помогает компании развиваться и добиваться долгосрочных целей.

Таким образом, директор по развитию улучшает структуру, управление и работу бизнеса в целом, выводя компанию и команду на другой уровень.

По итогу работы с ним собственнику становится яснее его бизнес, и он вместе со своей командой может системно работать над развитием компании. Работа становится эффективнее, появляется чувство контроля над настоящим и будущим компании.

Самое время заказать звонок и обсудить вашу задачу
P. S. Это ни к чему не обязывает. Просто поговорим и поймем, чем можем быть полезны
Введите свои данные