Сентябрь, 2023
Время прочтения: 4 мин

Как поделить бизнес честно и без обид

Эта компания поставила перед нами задачу, которая сильно выходила за рамки только финдиректорской. Двое партнёров по бизнесу обратились к нам с очень деликатным запросом… Но обо всём по порядку.

Самое слабое звено

Началось всё с того, что трое друзей решили создать общий бизнес. Расписали структуру, разделили обязанности и зоны ответственности: один отвечал за производство, другой за снабжение и финансы, третий за продажи. Поначалу всё шло неплохо. Пока в какой-то момент не стали проседать продажи.
Партнеры обсуждали ситуацию, пытались вместе найти выход. Однако самым незаинтересованным при этом выглядел компаньон, который как раз и отвечал за продажи. В ходе переговоров остальным стало понятно, почему проблемы вообще возникли: “продажник” выглядел отстранённым и казалось, что он перегорел. Тогда двое других собственников, посовещавшись, приняли решение вывести его из бизнеса.

Только сделать это они хотели законно и справедливо. Чтобы не пострадали ни дружеские отношения, ни компания. Тогда партнеры и обратились к нам с просьбой справедливо оценить компанию и разделить доли.

Предварительные версии

Конечно, до работы с нами собственники уже обдумывали, как можно расстаться с третьим участником.
И к нам они пришли не с пустыми руками, а с двумя возможными вариантами:
  • выплатить справедливые деньги за долю;
  • передать третьему партнеру обособленный филиал в другом городе.
Мы оценили обе эти идеи как рабочие, но в первую очередь решили проанализировать общую стоимость бизнеса и рассчитать долю каждого собственника. По второму варианту также нужно было оценить работу филиала и его стоимость.

Высчитали доли

В первую очередь мы выяснили, какая часть компании принадлежит каждому из собственников. В самом начале деятельности все они вложили равные суммы денег — по 100 млн ₽. То есть доли у них были одинаковые.

Однако нужно было учесть и то, вкладывал ли кто-то из них еще деньги впоследствии. Ведь размеры долей тогда могли измениться. Изучив все вложения в компанию, мы поняли, что хотя собственники вносили деньги, потом они забирали их в том же размере, поэтому доли так и остались равными.

В таком случае каждый собственник имел право на равноценную часть. Например, при стоимости бизнеса 300 млн каждый мог рассчитывать на 100 млн, а если это 150 млн ₽, то по 50 млн ₽.
Разумеется, чтобы справедливо разделить бизнес, нужно было выяснить реальную стоимость компании.

Методы оценки бизнеса

Оценить стоимость компании можно разными методами. И конкретный способ будет зависеть от специфики бизнеса.

Вот три варианта оценки.
  1. По чистым активам. Для этого берется разница между активами компании и ее обязательствами. С одной стороны учитывается дебиторская задолженность, деньги на счетах, имущество и оборудование, с другой — долги, обязательства, кредиторская задолженность. Стоимость компании как раз и будет равна этой разнице. Такой метод подходит для бизнеса, у которого много основных средств и есть что оценивать.
  2. По планируемому доходу. Здесь проводится предполагаемая оценка будущих денежных потоков. По факту имеется в виду обычный прогноз по бизнесу. Допустим, за последний год компания заработала 100 миллионов рублей и планируется, что в следующие три года она также будет приносить минимум по 100 миллионов в год. Тогда стоимость бизнеса равна 300 млн ₽. Конечно, это оценочная цифра, но для бизнеса с высокими оборотами и низкой долей основных средств она будет рабочей.
  3. По конкурентам. Этот метод использует сравнение стоимости с похожими компаниями. Допустим, с другими заводами, автосалонами, автосервисами, то есть неким стандартным бизнесом. Чтобы узнать примерную стоимость своей компании, можно оценить, сколько стоит такая же компания, расположенная поблизости.
Нашим клиентам третий способ не подходил: их бизнес имеет довольно узкую специализацию, поэтому ничего похожего в арсенале не было. И мы провели основную оценку по чистым активам и дополнительную — по планируемому доходу.
Мы рассчитали как справедливую стоимость основных средств, так и дополнительные коэффициенты для разных видов активов, например коэффициент рыночной ликвидности. Это позволяет точнее определить стоимость компании.

К примеру, дебиторская задолженность считается активом, но нужно понимать, что часть таких долгов никогда не вернут. А значит, ликвидность — возможность обменять актив на деньги — будет в каждом случае разной.

В итоге некоторые активы вносились с пониженным коэффициентом, а что-то — в нашем случае это дорогое импортное оборудование — с повышенным.

Сколько стоит бизнес?

По оценке получалось, что компания стоит 360 млн ₽. При этом мы уже определили, что у всех собственников равные доли, то есть полученную сумму нужно поделить на три. Выходит по 120 млн ₽ на каждого собственника.

Получается, что три года назад партнеры вложили в компанию по 100 миллионов рублей и общая сумма составила 300 млн ₽, а теперь их бизнес оценивается в 360 млн ₽. Здесь оценивается только доля, без учета доходов, ведь всё это время собственники получали дивиденды и зарплаты.
Отдельно мы посчитали стоимость филиала компании в другом городе.

Здесь тоже оказалось несколько нюансов.
  • Филиал открывался, когда в данном регионе действовали условия особой экономической зоны, где было выгодно работать. На момент разделения бизнеса таких привилегий там уже не было.
  • Так как филиал был удален географически, им занимались лишь по остаточному принципу, а все силы направляли на основное подразделение.
  • Филиал открылся не так давно и был убыточным. Работа держалась за счет средств основной компании. Например, кредит, взятый на оборудование для филиала, выплачивала основная компания.
По итогам оценки выходило, что если третий собственник получит филиал, то вместо денег ему достанутся одни долги. Более того: увидев реальные цифры, партнеры серьезно задумались, нужно ли им вообще продолжать деятельность в этом регионе.

Условия раздела

Но главной целью наших заказчиков была не оценка стоимости, а раздел компании. Им нужно было понимать, как объяснить эти цифры третьему партнеру. Мы подготовили для них презентацию, где было наглядно видно, откуда что взялось.

Чем все закончилось?

Собственники встретились и смогли договориться на условиях, которые устроили всех. Третий владелец согласился забрать деньги и выйти из бизнеса.


Стоит отметить, что двое оставшихся собственников легко согласились взять кредит, чтобы выплатить третьему его долю и закрыть эту историю. Настолько важно для них было расстаться мирно и честно.

А какая задача у вас?

Если вы тоже не знаете, как правильно поделить бизнес, обращайтесь к нам — и мы вместе найдем подходящую стратегию!

А также поможем с другими финансовыми задачами:
  • организовать финансовую службу в компании;
  • оцифровать работу отделов;
  • выстроить систему мотивации;
  • провести аудит финансовых отделов;
  • разработать специфические отчеты;
  • выстроить политику распределения прибыли или инвестиционную.
Мы предлагаем как помощь с разовыми задачами, так и регулярное сопровождение компаний.
Самое время заказать звонок и обсудить вашу задачу
P. S. Это ни к чему не обязывает. Просто поговорим и поймем, чем можем быть полезны
Введите свои данные