• /
  • /
Авторы: Юрий Кравец, управляющий партнер «Профит»
и Алина Саныгина, финансовый директор «Нескучных финансов»
Редактор: Оксана Крупина
Июнь 2025

Горизонтальный менеджмент: плюсы и минусы системы управления

Горизонтальный менеджмент — это снижение числа уровней управления и рост самостоятельности сотрудников. Выглядит привлекательно, но универсален ли данный подход?

Вместе с управляющим партнёром компании Профит, экспертом по проведению стратегических сессий Юрием Кравцом расскажем: как работает горизонтальный менеджмент, каким компаниям подходит, как влияет на финансы в компании и в чём плюсы и минусы данного управления.

Содержание статьи
1. Как работает горизонтальное управление и чем отличается от вертикального

2. Каким компаниям подходит горизонтальный менеджмент

3. Плюсы и минусы горизонтальной структуры управления

4. Как горизонтальное управление влияет на систему финансового управления

5. Горизонтальный менеджмент: частые вопросы собственников

6. Горизонтальный менеджмент: в двух словах

7. Поможем наладить управление в компании с помощью твердых цифр

Как работает горизонтальное управление и чем отличается от вертикального

«В отличие от вертикального управления, при горизонтальном решения принимаются не одним человеком, а группой. Считается, что все участники равны между собой. В подобных структурах используются такие понятия, как процедура консенсуса — когда группа формально равных по статусу людей договаривается и принимает решение совместно».

Юрий Кравец


Каким компаниям подходит горизонтальный менеджмент

  • IT-компании, разработчики, продуктовые компании. Поведение конечного пользователя продукта быстро меняется, и нужно постоянно вносить изменения. Часто изменения внедряются каждую неделю. В таких компаниях уже давно применяются горизонтальные методы, например, Agile.
  • Стартапы (в том числе внутри крупных организаций). Если компания хочет быстро запустить новый продукт, собрать обратную связь от аудитории, тестировать и вносить изменения, горизонтальная модель очень эффективна.
  • Креативные агентства (например, брендинговые). В агентствах успех зависит от творческой составляющей специалистов. Горизонтальная структура позволяет творческим людям самостоятельно принимать решения в рамках своей зоны ответственности, не ограничиваясь контролем сверху, что предотвращает стагнацию и способствует развитию.
«Некоторые компании на рынке переходят к горизонтальным методам управления не из-за высокой скорости изменений на внешнем рынке, а ради корпоративной культуры.

В такой среде у сотрудников появляется больше ответственности, свободы и возможностей для креатива, что повышает мотивацию команды».

Юрий Кравец


Плюсы и минусы горизонтальной структуры управления

Для удобства разберем плюсы и минусы в таблице ↓

Как горизонтальное управление влияет на систему финансового управления

Когда компания переходит от вертикальной к горизонтальной структуре управления, финансовые решения, как правило, децентрализуются. В традиционной, вертикальной системе эксперт по финансам собирает всю информацию, показывает ее владельцу, и они вместе принимают решения.

В горизонтальной модели появляется понятие локального бюджета.
Финансовая ответственность распределяется: у каждого отдела появляется свой бюджет и отчёт о прибылях и убытках.

Члены такого круга самостоятельно распоряжаются бюджетом: решают, на что тратить деньги, а на что нет, и отслеживают доходы внутри своего круга.

У команды появляется ответственность за собственный бюджет: на внутренних встречах оценивают расходы и доходы, учатся принимать решения на основе данной информации.

Таким образом, финансы перестают быть просто цифрами. Команда принимает решения, задаваясь вопросами:
  • Сколько нам это будет стоить?
  • Когда эти затраты окупятся?
  • Или они вообще не окупятся?
↑ Начинают самостоятельно оценивать финансовый эффект решений.
«Если в вертикальной организации эксперт по финансам обычно говорит: “Я отвечаю за всё. Дайте мне информацию, и я приму решение вместе с собственником”, то в горизонтальной структуре его роль меняется. Он приходит в команду и говорит: “Ребята, у вас есть бюджет и цифры. Следите вот за этим и этим. Вот такие правила. В сложных случаях зовите меня, а в простых вы решаете самостоятельно”».

Юрий Кравец

Бывают ситуации, когда команда становится более инициативной, но при этом ей не хватает финансовой грамотности: сотрудники предлагают множество сервисов, аналитических инструментов и других решений без оценки их реальной необходимости. Здесь появляется понятие «просчет и срок окупаемости инициативы».
Например
Команда клиента предлагала десятки нововведений, собственник соглашался, пока не стало понятно, что бюджета нет — приоритет у операционных расходов. Чтобы этого не происходило, команде нужны базовые знания о финансовом планировании.
Итак, возможные сложности:
  • Финансовая безграмотность. Если команды не обучены финансам, они могут неправильно распоряжаться бюджетом → нужны тренинги.
  • Размытая ответственность. Без чётких ролей и договорённостей может возникнуть хаос в учете и планировании.
«Что нужно, чтобы всё работало:
  • Прозрачные правила и процедуры управленческого учета.
  • Обучение сотрудников базовым финансовым навыкам.
  • Хорошая система учета.
  • Финансовые фасилитаторы или партнеры — специалисты, которые помогают командам понимать цифры».
Алина Саныгина

Горизонтальный менеджмент: частые вопросы собственников

Юрий Кравец
Управляющий партнер Профит
  • Какие «звоночки» говорят о том, что вертикальная модель больше не работает и нужно переходить на горизонтальную?
    • Звоночек 1. Организация не поспевает за изменениями окружающей среды. Если компания слишком долго реагирует на изменения на рынке, и к моменту завершения начатых действий они уже становятся неактуальными.

    • Звоночек 2. Перегруженность менеджеров. Перегрузка руководителей и менеджеров приводит к скоплению задач и замедлению всех остальных процессов.

    • Звоночек 3. Отсутствие инициативы у команды. Если все идеи по развитию организации спускаются сверху, а сотрудники ждут указаний и боятся проявлять инициативу из-за страха ошибиться.

    • Звоночек 4. Молчание на совещаниях. Если на совещаниях говорит только руководитель, а остальные молчат. В здоровых организациях люди активно участвуют в обсуждениях и совместно принимают решения.
  • Как меняется работа с персоналом и наймом в горизонтальной модели?
    При найме изучают готовность человека работать в такой системе и насколько ему будет комфортно, ведь не всем такой подход подойдет. Главное — зрелость, способность договариваться и умение отстаивать свою позицию. Основной тезис для HR-специалиста: ищем не исполнителей, которые будут просто «винтиками» в системе, а полноценных партнеров.

    Нужны люди с бэкграундом, те, кто способен ломать привычные правила и создавать новое. Нужны так называемые «А-игроки» — это люди, способные добиваться результата, используя при этом нестандартные методы.

    Система найма строится таким образом, чтобы выявить этих людей через деловые игры, профилирование и психотипирование. Ищутся те, кому будет комфортно работать в таких условиях. Естественно, необходимо «продать» идею работы в компании, объяснить модель управления. Важно, чтобы сошлись интересы сотрудника и возможности, которые может предложить организация. Когда это происходит, берем человека на работу.

    Главные инструменты ежедневного управления такими сотрудниками — наставничество и коучинг. Создаются базовые правила, помогающие им быть эффективными.

    С одной стороны, постоянно создаются и улучшаются правила для эффективного принятия решений. С другой стороны, оказывается поддержка в роли коучей, которые помогают преодолевать трудности, в том числе определять возможные психологические проблемы, чтобы сотрудники могли полностью проявить себя в организации.

    Фокус в работе с персоналом смещается от жёстких регламентов, должностных инструкций, формального управления и кадрового документооборота к внимательному, заботливому отношению, наставничеству, поддержке и помощи.

Горизонтальный менеджмент: в двух словах


  • В горизонтальном управлении решения принимаются не одним человеком, а группой или «кругом», где все участники равны в процессе принятия решений, часто через консенсус.

  • Подходит для быстро меняющихся сфер: горизонтальный менеджмент идеален для компаний, которым нужна высокая скорость принятия решений и быстрая адаптация к изменениям, таких как IT-компании, стартапы и креативные агентства.

  • Некоторые компании переходят на горизонтальное управление не только из-за желания адаптироваться к большой скорости изменений, но и для трансформации корпоративной культуры, повышения ответственности, свободы и креативности сотрудников.

  • При переходе к горизонтальной структуре финансовые решения децентрализуются, и у каждого отдела или «круга» появляется собственный локальный бюджет и финансовая ответственность.

Поможем наладить управление в компании с помощью твердых цифр
Введите свои данные
Если вы стремитесь внедрить горизонтальное управление, но сталкиваетесь с трудностями — сотрудники не берут на себя ответственность, решения затягиваются, а инициативы не приживаются — наши эксперты помогут вам выявить и устранить препятствия.

Запишитесь на бесплатную консультацию с командой «Профит». Мы проанализируем вашу текущую структуру управления и предложим конкретные шаги для повышения эффективности и вовлеченности команды.