В PROFIT consultingобратилась Оксана ‒ владелица салона красоты в одной из европейских стран. По личным причинам она планировала вернуться на родину, но цветущее и перспективное дело бросить не могла. Салон успешно работал более 5 лет, имел хорошую клиентскую базу и отличную репутацию, поэтому хозяйка приняла решение продать его.
Необъективная оценка
Чтобы выставить обоснованную цену, необходимо провести оценку бизнеса. Оценка базируется на данных из управленческого учета. Однако здесь эксперты Profit Consulting столкнулись с трудностями: управленческий учет не велся. Были бухгалтерские документы, которые не отражали всю картину бизнеса, ведь бухгалтерские отчеты составляются в первую очередь для проверяющих органов. А реальная ситуация может немного отличаться.
Скажем, часто предприниматели вносят в расходы предприятия свои личные траты, например, на обучение. Или оформляют личную поездку как деловую, чтобы немного снизить показатель по чистой прибыли и, соответственно, налоговую нагрузку. А нагрузка в стране, где работала Оксана, была огромной! Также бывали случаи, когда клиенты оплачивали услуги постфактум обычным переводом на карту. И в суете Оксана могла просто-напросто забыть отразить эти суммы в учете.
С одной стороны, картина в любом случае понятна. С другой ‒ у Оксаны уже был человек, готовый купить ее салон в подарок своей любимой женщине. Но конечно, он был заинтересован в том, чтобы бизнес был идеальным как снаружи, так и внутри. То есть не только оказывал качественные услуги, но и был грамотно оформлен и показывал хорошую прибыль. Пока из отчетов это было не совсем ясно, хотя покупатель и демонстрировал понимание ситуации. Нужно было искать выход, поскольку в таком виде бизнес можно было продать только на 25-30% дешевле его реальной стоимости.
Восстановили отчетность
В этой ситуации нужно было решить две задачи:
Защитить интересы собственника, чтобы бизнес был продан по выгодной цене;
Обеспечить честность и прозрачность сделки для покупателя, чтобы обе стороны по итогу выиграли.
Поэтому в первую очередь нужно было понять реальную картину дел. Для этого восстановили два отчета: ОПиУ (отчет о прибылях и убытках) и ДДС (движение денежных средств). Все данные собрали за три последних года. Для этого взяли банковские выписки, обратились к журналу записей клиентов, чтобы сопоставить, могли ли быть не учтены какие-то поступления наличными. В результате картина получилась довольно ясная и стало понятно, какова реальная стоимость бизнеса.
Но не менее важно было и оценить возможность бизнеса приносить деньги в будущем. На это влияют, в числе прочего, нематериальные активы: репутация, количество постоянных клиентов и т. д. И здесь тоже получались хорошие показатели. По официальной отчетности бизнес явно оценивался в меньшую сумму, чем была его реальная стоимость.
Финансовые эксперты подготовили для покупателя продающую презентацию на английском языке. Реальные цифры его явно впечатлили, да и сам салон ему по многим параметрам нравился. Но мы не будем рассказывать о чудесах ‒ мгновенной сделки не произошло. Покупатель согласно кивал, показывая, что понимает эту разницу в цифрах, однако для него по-прежнему была важна официальная отчетность. Он хотел просто передать бизнес со всеми документами в управление близкому человеку, а не объяснять, почему с документами что-то не так.
Итоговое решение
Оксана оказалась перед непростым выбором. С одной стороны, есть покупатель, готовый купить бизнес прямо сегодня. И она может спокойно ехать по своим делам, уже получив деньги от продажи. С другой ‒ ее бизнес стоит примерно на 25% дороже. А это немалые деньги! И отказываться от них собственница тоже не хотела. Только она одна понимала, какую прибыль салон будет регулярно приносить новой владелице. И знала, что для покупателей эта сделка тоже выгодна.
Финансовые эксперты оставались на связи с Оксаной и поддерживали ее в том, что за бизнес можно выручить больше денег. Только нет никаких гарантий, что с другим покупателем не возникнет та же проблема. Ведь в европейских странах люди часто относятся к формальной стороне дела очень строго. После всех разговоров и подсчетов было принято решение отложить продажу салона, а пока ввести другие формы отчетности и строго следить за их заполнением. Тогда примерно за год формальная оценка бизнеса начнет совпадать с фактической. Так как продающая презентация уже готова, то со временем в ней можно будет лишь обновить цифры ‒ и можно снова выходить на рынок.
Если за это время появятся потенциальные покупатели, Оксане будет легко провести для них презентацию с уже имеющимися данными. И даже тот самый покупатель был готов вернуться к обсуждению сделки, если за это время не найдет предложения лучше. Если же покупателей не будет, то через год можно будет снова выходить с этим предложением на рынок, но уже имея более твердые цифры, зафиксированные в бумагах.
Самое время заказать звонок и обсудить вашу задачу
P. S. Это ни к чему не обязывает. Просто поговорим и поймем, чем можем быть полезны