Функции, перечисленные выше, составляют тот самый управленческий цикл, который необходимо выполнять для каждой задачи. Однако работа руководителя этим не ограничивается. Есть и другие функции, которые он выполняет на протяжении всего управленческого цикла, а также в промежутках между задачами. Поговорим о них отдельно.
5. Коммуникация с командой и другими подразделениями компании. Сюда относится формирование каналов связи: создание рабочих групп и чатов, а также проверка, чтобы у всей команды был доступ к этому каналу. К примеру, если всем удобен Телеграм, а кто-то один пользуется Вайбером, придется либо подключать сотрудника к Телеграму, либо создавать рабочий чат именно в Вайбере. Также стоит убедиться, что у всех есть понимание, к кому по каким вопросам обращаться, и что сотрудники знают основные правила коммуникации. Например, иногда люди перекладывают друг на друга ответственность за результат коммуникации: один спросил, другой не ответил, задача зависла. На руководителе лежит обязанность донести до всех своих подчиненных, что ответственность за исход коммуникации лежит на ее инициаторе. Тот, кто отправил запрос, должен убедиться, что информация была получена и понята. То есть написать/подойти/позвонить еще раз и уточнить, когда задача будет выполнена.
6. Обратная связь. В рамках этой функции руководитель обсуждает со своими сотрудниками достигнутые результаты, как удачные, так и не очень. Обратная связь должна развивать сотрудников, стимулировать их принимать собственные решения и повышать свои компетенции. Например, в случае неудачи нужно поговорить с сотрудником, спросить, что, по его мнению, пошло не так, как в следующий раз решать подобные задачи, к кому можно обратиться за помощью и т. д.
7. Мотивация команды. Результаты достигаются быстрее и проще, когда у команды горят глаза, когда люди сами понимают цель своей работы и хотят добиваться большего. Руководителю следует выяснить, что мотивирует его сотрудников, какие у них есть личные цели и как выполнение работы может способствовать их достижению. Так, для кого-то лучшим мотиватором будет премия, а кому-то важнее наработать определенные навыки, чтобы в будущем претендовать на более высокую должность. Кто-то мечтает высвободить время для семьи, а кто-то ‒ пройти дополнительное обучение по профессии. Также важно определить порядок действий, если люди срывают работы (будут ли наказания или какой-то другой путь), выработать систему поощрения за хорошую работу и продумать, как поднимать боевой дух команды, если что-то не получается.
8. Делегирование. Можно ли эффективно выполнять все перечисленные выше функции, когда почти все время уходит на рутину? Очевидно, нельзя. Значит, руководителю нужно уметь делегировать часть работы, чтобы сосредоточить усилия на своих непосредственных обязанностях. О том, как делать это правильно, мы писали
здесь. Не нужно бояться делегирования, именно оно ведет к росту не только руководителя, но и всю команду. Принимая новые задачи, сотрудники повышают свою ответственность, профессионализм, вовлеченность. А одна из задач руководителя ‒ растить команду, делиться навыками, тонкостями и секретами работы, чтобы в будущем, когда он сам пойдет на уровень выше, он легко мог поставить на свое место достойную замену.