Рассказываем, чем занимается финконсалтинг, кому подойдет, в чем его отличие от задач директора по развитию. Анастасия Джура, руководитель департамента финансового консалтинга. Татьяна Маслюкова, редактор.
Финансовый консалтинг — это помощь с конкретными бизнес-задачами в области финансов. Команда финансового консалтинга не работает по готовой схеме. Сначала клиент приходит к экспертам с каким-то вопросом, а они выясняют, чем могут быть полезны. Только после этого начинается работа.
Обычно компании приходят с нестандартными запросами: например, как безболезненно оптимизировать расходы предприятия и выстроить систему учета, обучить команду работе с отчетностью или оценить фирму при разделе активов с партнером.
Чем финконсалтинг отличается от задач директора по развитию
В Профит Консалтинге работают директора по развитию и финансовые эксперты. У каждого свои задачи.
Директор по развитию, или ДпР,— специалист, который работает с топ-менеджментом компании. Директор по развитию взаимодействует не с деньгами, а с людьми: помогает топам держать фокус на приоритетных задачах, выстраивать оргструктуру компании, проводить стратсессии и формировать программы развития.
Директор по развитию в отличие от финансового эксперта помогает в качестве ментора, а не делает работу за топ-менеджеров.
Финансовые эксперты занимаются консалтингом и проектным сопровождением бизнеса. Консалтинговая команда берет в работу конкретную бизнес-задачу с определенным сроком и решает ее. Также команда может помочь со смежными задачами: например, подготовить кадры для финансового департамента или презентацию для инвесторов.
С разницей разобрались, а теперь о том, как работает финконсалтинг↓
Как устроена работа консалтинговой команды
Финансовый консалтинг работает так:
эксперт встречается с клиентом, чтобы понять, какая есть проблема;
эксперт готовит решение и дорожную карту проекта — что и когда нужно сделать;
эксперт решает проблему, вместе с клиентом или самостоятельно;
клиент и эксперт подводят итоги;
все довольны и расходятся.
Это коротко. Подробнее с каждым шагом разбираемся ниже↓
Шаг 1. Встреча клиента и Профит Консалтинга: разбираемся с запросом
Сначала финансовые эксперты встречаются с клиентами — как правило, на видеозвонке. Встреча длится примерно час. В это время команда финконсалтинга задает вопросы и раскапывает суть проблемы, с которой к ним и пришла компания.
Чтобы погрузиться в контекст бизнеса и ситуацию, финансовые эксперты задают примерно такие вопросы ↓
Общие вопросы. Чем занимается бизнес, где работает? Настроен ли управленческий учет? Какой оборот? Какая прибыль? Сколько сотрудников работает в штате?
Вопросы о проблеме. Пытались ли решить ее самостоятельно и с какими трудностями столкнулись? Чего не хватало, чтобы самим решить проблему?
Вопросы о видении. Действительно ли нужно решать именно эту проблему? Какие ожидания от работы с нами? Какой может быть результат? С какими рисками мы можем столкнуться?
После разговора часто бывает, что первоначальный запрос трансформируется. Например, клиент приходит с таким вопросом: «Все отчеты для работы есть, но кажется, что работа идет не так эффективно, как могла бы. Какой отчет еще внедрить?»
Ему кажется, что проблема в отчете. Но после интервью становится понятно, что дело в другом: у сотрудников не хватает мотивации для работы. Значит, нужно решать именно этот вопрос.
А если у меня нет четкого запроса, поможет ли финансовый консалтинг? С запросами обычно случаются две сложности ↓
1. Не получается четко сформулировать запрос. Например, собственник видит, что в отделе финансов что-то не то: ежемесячные отчеты не готовят в срок, а в цифрах — ошибки. Тогда консалтинговая команда вместе с клиентом будет копать ситуацию: смотреть, почему у сотрудников не получается делать все правильно и в срок. В конце такого исследования финансовые эксперты поймут, в чем дело и как это исправить.
2. Есть вопрос, но нет запроса на изменения. Так бывает, когда собственники приходят, допустим, по примеру друзей — им уже помогли, значит, и нам надо. В этом случае финансовые эксперты помогут определить настоящий запрос на первой встрече и возьмут его в работу. Если окажется, что запроса на самом деле нет — всё и без экспертов работает хорошо, — то проект запускать не станут.
После встречи с компанией команда финансовых экспертов уходит поштурмить. А затем возвращается с коммерческим предложением.
Шаг 2. Презентация коммерческого предложения
По каждому запросу эксперты формируют свое видение — какими этапами и инструментами можно решить бизнес-задачи клиента. Это видение оформляют в коммерческое предложение и презентуют клиенту на следующей встрече.
Коммерческое предложение обычно содержит такие пункты ↓
На встрече с клиентом эксперт обсуждает детали проекта — чтобы синхронизироваться до начала работ. После обсуждения этапов менеджер отдела продаж Профит Консалтинга озвучивает условия сотрудничества. После того, как клиент подписывает договор и NDA и оплачивает проект, консалтинговая команда приступает к работе.
Шаг 3. Подготовка дорожной карты и начало работы
Для каждого проекта эксперты составляют подробную дорожную карту — перечень действий и инструментов, который приведет клиента к нужному результату. У любого проекта есть начало и конец, а между ними — этапы, конкретные задачи и участники. На каждый этап определяют количество встреч со всеми участниками.
В итоге получается вот такой календарь — классическая дорожная карта ↓
Фрагмент рабочей дорожной карты
Карту презентуют на встрече. Тут же описывают, как будет строиться работа.
Шаг 4. Синхронизация и поддержка
В зависимости от конечной цели проекта процесс финконсалтинга будет строиться по-разному.
Проекты можно разделить на два типа:
С привлечением ресурсов клиента — когда сотрудники компании участвуют в проекте — готовят отчеты, ходят на тренинги, общаются с партнерами.
Самостоятельные проекты команды финансовых экспертов. В этом случае клиенты делегируют все задачи и дают доступ к нужным материалам, например, к отчетам компании для подготовки презентации.
Вне зависимости от того, как работает тот или иной проект — с участием клиента или нет, — во время работы финансовые эксперты синхронизируются с клиентом минимум два раза в неделю. На встрече обсуждают, что уже сделано, как идет продвижение по дорожной карте, есть ли какие-то проблемы. Если проект требует, синхронизация происходит чаще — хоть каждый день.
У самих финансовых экспертов тоже есть синхронизация — с куратором проекта от Профит Консалтинга. Куратор контролирует качество работы на всех этапах и ход проекта.
Что будет, если консалтинговая команда не уложится в сроки?
Внутренний куратор проекта всегда следит за тем, как идет работа. Если на этапе синхронизации с командой куратор понимает, что появилось слишком много задач, то привлекает дополнительных экспертов на проект.
Бывают и форс-мажоры со стороны клиента: например, менеджеры не успевают вести операционку и одновременно участвовать в проекте. Тогда на синхронизации с клиентом эксперты предлагают пересмотреть приоритеты сотрудников или по-другому организовать задачи.
Если все же случилось так, что сроки проекта затянулись со стороны клиента, появились новые вводные и задачи — итоговая стоимость финконсалтинга может измениться.
Работа заканчивается, когда цели, намеченные в дорожной карте, достигнуты.
Шаг 5. Итоги: по проекту или этапам
Профит Консалтинг по итогам работы подписывает с клиентом акт — документ, в котором команда и клиент синхронизируются по объему выполненной работы. Этот документ подтверждает, что проект окончен.
Если проект короткий, например идет один месяц, акт будет один — он же станет итогом работы и рефлексией: что сделано, что еще нужно сделать.Если же проект длинный, допустим от двух до шести месяцев, то актов будет несколько — по одному на месяц. Тогда каждый акт будет как бы мини-итогом, а сумма месячных актов — общим итогом.
В конце каждого проекта команда финансовых экспертов проводит завершающую встречу. На ней клиент оценивает результат работы и сообщает, какие еще у него есть нерешенные бизнес-задачи, в которых эксперты могут помочь, — так запускается цикл нового проекта.
Вот, например, какие проекты уже завершили эксперты Профит Консалтинга: