• /
  • /
Автор: Марина Васькина, эксперт по управлению Профита
Редактор: Елена Фефелова
Июнь 2025

Как сформировать ценности команды и внедрить их в ежедневную работу

Компания = люди. Прибыль бизнеса в первую очередь зависит от людей. Чтобы команда работала слаженно и эффективно, слышала собственника и действовала с ним в одном ритме, нужны ориентиры. Их задают ценности.

Вместе с экспертом по управлению Профита объясняем, как сформировать ценности команды и делимся инструкцией, которая поможет внедрить их в повседневную работу.

Содержание

1. Что такое ценности команды

2. Зачем нужны командные ценности и как они влияют на бизнес

3. Виды командных ценностей

4. Как определить ключевые ценности команды

5. Как внедрить командные ценности

6. Как сформировать ценности команды: частые вопросы

7. Как сформировать ценности команды: коротко

8. Поможем определить бизнес-цели и достичь их

Что такое ценности команды

Цели и ценности — это элементы корпоративной культуры. А корпоративная культура в свою очередь — это рассол, который «просаливает» каждого, кто в неё попадает. Цели и ценности заряжают не только команду, они должны быть близки клиентам и партнёрам.
Ценности и цели отличаются друг от друга, но при этом они тесно связаны. Что из них первее? Можно рассуждать так: любой бизнес создаётся человеком, у которого уже заложена своя система ценностей. И от неё и зависит, какими будут цели, правила игры, амбиции. Если говорить не по учебникам, то цели — это то, куда и зачем мы идём, а ценности — это то, каким путём мы движемся и кто с нами в команде.
«У каждой компании свои ценности — например, вот чем мы дорожим в Профите:
  • бережная коммуникация с клиентами;
  • умение брать на себя ответственность;
  • постоянное развитие».

Марина Васькина, эксперт Профита


Зачем нужны командные ценности и как они влияют на бизнес

Командные ценности — это не страница в брендбуке или на сайте в блоке «О нас». Ценности помогают выстроить координацию свой-чужой, быстрее решать форс-мажоры и тратить меньше ресурсов на подбор и удержание сотрудников. А теперь подробнее ↓
  • Помогают понять кто «наш» и «не наш». Представьте, вы нанимаете специалиста с идеальным резюме и блестяще выполненным тестовым. Но в разговоре он признаётся: «Я редко прохожу какие-то курсы. Просто скажите, что делать и я буду это выполнять». Если в вашей компании ценят саморазвитие, такой подход сразу насторожит. Человеку может быть сложно в команде, где все постоянно развиваются: он будет чувствовать давление, а коллеги — раздражение от его пассивности.

    Иногда бывают исключения. Даже если поначалу взгляды сотрудника и команды не совпадают, со временем он может «просолиться» в корпоративной культуре – впитать привычки, ритм и ценности коллектива
Пример из практики

«Кольцо в носу, чёрные ногти, неухоженные волосы — внешний вид нового сотрудника не соответствовал принятым ценностям. Хотя это и было важно, ведь сотрудник работал с клиентами, вместо осуждения он получил личный пример, заботливые и аккуратные напоминания.

Руководитель бережно направлял новичка и потихоньку «просаливал» ценностями команды. Со временем сотрудник изменился: снял кольцо из носа и подстригся».

Марина Васькина, эксперт Профита

  • Уменьшают текучку кадров. Люди, которые разделяют ценности компании, не ищут «где потеплее». Они чувствует себя на своём месте и вкладываются в работу.
  • Ориентируются в нестандартных ситуациях. Регламенты и инструкции помогают упростить бизнес-процессы, но описать каждый шаг невозможно. Поэтому должен быть стержень, который поможет определить: вот это хорошо, а вот это плохо, так можно, а так нельзя.
Пример из практики

«Клиент звонит и орёт в трубку, что сотрудники — к@злы. Чётких инструкций, как реагировать на такое, нет. Но если в команде принята ценность бережной коммуникации, менеджер понимает: нельзя отвечать в том же тоне и защищаться агрессивно. Вместо этого он признает эмоции клиента, аккуратно выясняет детали и предлагает решение».

Марина Васькина, эксперт Профита

  • Экономят на найме. Ценности помогают привлекать близких по духу людей без дополнительных усилий. Работает сарафанное радио: сотрудники рассказывают знакомым, друзьям, бывшим коллегам о том, как классно и круто работать в компании. В итоге бизнес тратит меньше времени и денег на поиск новых кандидатов.

Виды командных ценностей

Делений на виды существует несколько. Выделяют: культурные, экономические, этические, эмоциональные и другие. Нам же больше нравится ориентироваться на теорию спиральной динамики. Она раскладывает компании на уровни развития, где для каждого этапа характерна своя корпоративная культура.
Компании важно понимать, на какой стадии развития она находится и не примешивать в свою корпоративную культуру ценности из других уровней.

Пример


«Заводы, где нужно жёстко соблюдать нормы безопасности и внутренние правила, чаще всего находятся на красном уровне. Здесь инициатива и свобода сотрудников могут быть не просто лишними, а вредными. Если в такую команду приходит HR с зелёным подходом и предлагает больше самостоятельности и открытости, в команде могут начаться конфликты и саботаж».

Марина Васькина, эксперт Профита

Как определить ключевые ценности команды

Если компания не может четко назвать свои ценности, скорее всего, они еще не идентифицированы. В таком случае поможет взгляд со стороны — например, внешние эксперты.

Конечно, можно попробовать определить ценности самостоятельно, но если до сих пор этого не сделали, значит, процесс не так прост. Есть риск назвать желаемое вместо реального — и тогда лозунги останутся просто словами на бумаге.

Чтобы определить ключевые ценности, мало собрать штатное совещание или устроить планерку на кухне. Нужно собрать руководителя, топов и провести стратегическую сессию.
Сперва: проводим диагностическое интервью с собственником
Как правило, оно длится не один час и даже не одну встречу. Во время беседы выясняем, что для него значимо, а что — недопустимо. Выгрузить основные ценности помогают разные вопросы, например:
  • Кто для вас идеальный руководитель?
  • Каким должен быть идеальный сотрудник?
  • Что вы цените в клиенте?
  • Какие действия в команде для вас неприемлемы?

Если собственник говорит, что «руководитель — это тот, кто достигает результата любой ценой», значит высока вероятность, что его ценность — целеустремлённость, умение быть пробивным.

Затем копаем дальше и спрашиваем: «А если руководитель не достигает результата, что будете делать?» Ответы помогают прощупать и увидеть глубинные ценности.
Затем: разговариваем с ключевыми сотрудниками компании
Нередко оказывается, что ответы собственника и команды расходятся. Чтобы элементы корпоративной культуры рождались в симбиозе, находим точки соприкосновения во мнениях всех участников.

«Владелец бизнеса рисует крупными мазками картину: куда и как мы идём. А команда добавляет красок и мелких деталей в полотно».

Марина Васькина, эксперт Профита
В итоге: синхронизируемся
Обычно это происходит как раз на стратегической сессии. Когда команда собрана в едином поле и настроена договориться.

Как внедрить командные ценности

Чтобы ценности действительно работали, а не висели идеей в воздухе, их нужно не просто сформулировать, а вписать в повседневную жизнь компании. Ценности становятся рабочим инструментом, только если они принимаются всей командой. Ниже — пошаговый план, как это сделать ↓
  • Шаг 1. Заручитесь поддержкой ключевых сотрудников. Если руководители не готовы принять ценности, новые принципы не приживутся. В команде начнётся саботаж, а о поддержке не может быть и речи. Поэтому соберите всех топов и объясните, что значат эти ценности и почему они важны. Также решите, готова ли компания расставаться с теми, кто не разделяет культуру компании. Сам собственник должен быть амбассадором убеждений — показывать и использовать их в своей работе.
Пример из практики

«В одной медицинской клинике ключевой ценностью была чистота. Однажды собственник зашёл в помещение и увидел: у входа валяются использованные бахилы. Он собрал их и выбросил, а потом через камеры посмотрел, кто из сотрудников прошёл мимо и не обратил внимания. Всех вызвал на разговор. Один из врачей сказал, что не обязан подбирать мусор. Его уволили, потому что он проигнорировал базовую ценность компании».

Марина Васькина, эксперт Профита

  • Шаг 2. Пропагандируйте ценности среди сотрудников. Проводите собрания, показывайте видеоролики — делайте что угодно, чтобы достучаться до команды. Объясняйте, что означает каждая ценность, почему она важна, как её применять в ежедневной работе и какую пользу она несёт лично каждому.
  • Шаг 3. Контролируйте внедрение. Следите за тем, как сотрудники следуют ценностям. Например, если у вас принято отвечать клиентам быстро — проверяйте, с какой скоростью реагируют специалисты. Когда кто-то из команды игнорирует ценности, стоит с ним поговорить. Иногда причина банальна: человек не понял, что делать, а спросить стесняется. А иногда во всём виноваты выгорание, усталость и нежелание меняться.

    Руководитель должен «вскрыть позицию» — выяснить, что происходит. Сотрудника не устраивают ценности или он устал и хочет уйти из компании? И в зависимости от ответа действовать: либо помогать адаптироваться, либо расставаться.

Пример из практики


«Самое опасное — когда на собраниях говорят, что всё классно, а в курилке, что руководство с ума посходило. Такое токсичное поведение разрушает доверие и атмосферу — его нельзя игнорировать. Пресекайте подпольные игры и просите сотрудников выражать недовольство в открытую. И не наказывайте за это».

Марина Васькина, эксперт Профита
  • Шаг 4. Подчеркивайте результаты внедрения. Соберите команду месяца через три и подведите итоги. Сравните, как работа строилась до и что изменилось после. Идея в том, чтобы сделать видимыми даже мелкие улучшения и подчеркнуть сопричастность сотрудников.

Пример из практики


«В одной компании внедряли ценность уважительного отношения к клиенту. Сформулировали простое правило: общение — только на “вы”, без мата и уничижительных комментариев, даже в кулуарах. Объяснили, что сарказм и шутки меняют энергетику голоса и клиент подсознательно чувствует пренебрежение.


Через три месяца заметили улучшения: вырос индекс удовлетворённости (NPS), стало приходить меньше жалоб. Конечно, нельзя сказать, что показатели выросли только из-за внедрения ценности. Но уважительное отношение к клиенту точно сыграло свою роль».

Марина Васькина, эксперт Профита

Как сформировать ценности команды: частые вопросы

Отвечает Марина Васькина,
эксперт по управлению Профита
  • У меня небольшой бизнес. Зачем мне корпоративная культура?
    Корпоративная культура и некие традиции есть в любой компании. И не важно, сколько лет бизнесу и каких он размеров. И если собственник не управляет устоями и паттернами поведения, значит ими рулит кто-то другой в коллективе, эдакий «серый кардинал». Поэтому руководителю стоит погрузиться в тему: установить правила и обозначить принципы.
  • Как создать корпоративную культуру в удалённых командах?
    Важно сохранять живое общение: хотя бы раз в год встречаться офлайн, а между этим — регулярно общаться онлайн. «Просаливать» команду можно разными способами. Например делать рассылки от руководителей с рассказами о победах и планах, устраивать кайдзен-встречи, отмечать корпоративы в онлайне.

    Если люди чувствуют, что участвуют в общем деле, они «просаливаются» — независимо от того, сидят ли они за одним столом или в разных странах.

Как сформировать ценности команды: коротко

  • Цели и ценности — это элементы корпоративной культуры. Они отличаются друг от друга, но при этом тесно связаны. Цели — это то, куда и зачем мы идём, а ценности — это то, каким путём мы движемся и кто с нами в команде.

  • Ценности помогают не брать на работу случайных людей, быстрее решать форс-мажоры и тратить меньше ресурсов на подбор и удержание сотрудников.

  • Чтобы определить ценности команды, нужно провести глубинное интервью с собственником и руководителями.

  • Внедрить ценности можно за 4 шага. Сначала нужно заручиться поддержкой руководителей и начать пропаганду среди сотрудников. Затем — контролировать, как команда следует ценностям, и подчеркивать позитивные изменения.

Поможем определить бизнес-цели и достичь их
Введите свои данные
Хотите тратить на управление компанией меньше времени и больше доверять команде? Сделать так, чтобы сотрудники работали слаженно, а не конфликтовали друг с другом?

Доверьте организацию стратегической сессии независимым экспертам Профит. На встречах мы совместно определим цели и пути их достижения, сформируем ценности и обеспечим результативную работу вашей команды.

Записаться на консультацию →
Hello world!