Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie.
Принять все
Напишите нам Telegram
WhatsApp
Mail
  • /
  • /
Автор: Анна Золкина, эксперт по управлению Профит
Редактор: Елена Художилова, главный редактор Профита
Декабрь 2025
🎁 Дарим материалы для самостоятельной стратегической сессии
Внутри комплекта:
Вы получите готовую структуру для проведения стратегической сессии в своей команде — без привлечения внешних консультантов.
сценарий сессии
шаблоны для фиксации решений
чек-листы подготовки
рекомендации по фасилитации

Порог НДС 2026: как предпринимателям планировать рост, не теряя прибыль

В бизнесе, как и в дзюдо, действует принцип Дзита-Кёэй — взаимного благополучия: важно не сопротивляться силе, а направлять её в нужное русло, обращать энергию противника себе на пользу. Это искусство учит использовать мощь ситуации для достижения своих целей.

Когда включается госрегулятор, важна не грубая сила, а умение использовать новые условия себе на пользу. Снижение порога по УСН и ставки НДС с 2026 года — это не удар, который нужно отражать. Вопрос не в том, как перетерпеть нагрузку, а в том, как трансформировать этот импульс в рост операционной эффективности и укрепления позиций на рынке.

О том, какие изменения ждать бизнесу и как пройти порог НДС без потери управляемости, рассказала Анна Золкина, эксперт Профита.

Содержание

1. Изменение порогов НДС и почему это может стать проблемой

2. Почему рост компании без системы опасен

3. Как подготовиться к переходу: управленческий взгляд

4. Стратегическая сессия как инструмент преодоления вызовов 2026 года

5. 2026 год — время новых управленческих решений

Изменение порогов НДС и почему это может стать проблемой

С 1 января 2026 года изменятся условия налоговых режимов, снизится порог доходов для применения упрощённой системы налогообложения (УСН). Это означает, что те компании, которые сейчас находятся на стадии роста, столкнутся с обязательствами по НДС раньше, чем планировали.

Основные изменения выглядят так ↓
Эти изменения касаются и патентной системы налогообложения — лимит для её применения также снижается до 20 млн рублей.

Почему компании теряют маржу при переходе

Основная проблема для бизнеса не в новой налоговой нагрузке как таковой, а в непонимании, как адаптировать бизнес-процессы, команду и финансовые потоки, чтобы новые ставки не оказались критичными.

Налог на добавленную стоимость ≠ не налог на прибыль. По своей сути компания становится проводником: собирает налог с клиента и перечисляет его государству. Сложность возникает, когда бизнес решает нивелировать новые 5−7% расходов, боясь потерять клиентов из-за роста цен.

На рынках с высокой конкуренцией — «красных океанах» — это выглядит как замкнутый круг: все боятся повышать цены первыми и начинают поедать собственную маржу. Расходы растут, а прибыль сокращается. Если не перезаложить налог в цену, он будет выплачиваться из вашей операционной прибыли, напрямую снижая финансовый результат.

Почему нельзя просто разом поднять цены

Если выбора нет и цену придётся всё равно повышать, почему бы не сделать это решительным плюсованием нужной цифры к прайсу? Увы, рынок так не работает. Страхи бизнеса не беспочвенны. Единовременный рост цен — грубый инструмент, который не учитывает структуру спроса, ценовую эластичность, действия конкурентов, отношения с клиентами, в конце концов.

Задачей становится не механическое повышение, а стратегическое ценообразование. Это означает, что бизнесу нужно проиграть различные сценарии на финансовой модели: что будет с прибылью, если поднять цены на 5% на ключевой продукт, но оставить без изменений позицию-«локомотив»? Как скажется поэтапный рост в течение двух кварталов? Можно ли компенсировать нагрузку не ценой, а оптимизацией переменных расходов или увеличением объёма продаж?
Финансовая модель здесь выступает как полигон для тестирования гипотез. Она позволяет не гадать, а просчитывать последствия. Возможно, для сохранения клиентского потока выгоднее временно частично проглотить новый налог, но при этом найти резерв к сокращению издержек в другом звене цепочки или бизнес-процессе.

Почему рост компании без системы опасен

Изменение налоговых порогов прежде всего вызов для растущих компаний. И несмотря на то, что рост сам по себе это хорошо, если он происходит хаотично, без выстроенных внутренних процессов, то вместо увеличения прибыли собственник получает умножение проблем. Налоговая реформа в этом случае становится не внешним фактором, а стресс-тестом, который обнажает слабые места.
«Попытка уйти от новых правил в „серую“ зону — тактический костыль. Государственное регулирование экономики последовательно усиливается: вводятся системы прослеживаемости, например, „Честный знак“, усиливается контроль за транзакциями, цифровизируется работа ФНС. Нет смысла пытаться обойти правила — это временная и небезопасная мера. Проще строить прочную, управляемую модель, которая будет работать при любых изменениях законодательства».

Анна Золкина, эксперт по управлению Профита

Риски несистемного или серого роста и их последствия ↓

Как подготовиться к переходу: управленческий взгляд

Реакция на изменение налогового режима — задача не только для бухгалтерии, но и для управленцев. Если сместить фокус с вопроса «сколько мы заплатим?» на «как нам сохранить и увеличить прибыль в этих условиях?» — картина открывается иная.

Будем честны, перспективы на 2026 год не более страшные, чем-то, что уже случалось: финансовые кризисы, пандемии, санкции. Выживали те компании, которые мыслили действиями:
  • Что нужно сделать со средним чеком?
  • Что сделать с точки зрения команды?
  • А что с точки зрения расходов?

План действий на ближайшие месяцы выглядит так:

Шаг 1. Стратегирование

Соберите руководителей и топов, обсудите цели на 2026 год. Учтите итоги 2025 года, прогнозы по рынку и конкретные параметры новой налоговой нагрузки: 5%, 7% или 22% НДС.

Поштурмите и набросайте несколько идей — гипотез. Например, нужно ли пересмотреть ценовую политику, структуру клиентов или цепочку поставок?
Сомневаетесь, принесёт ли командная сессия пользу в вашей ситуации? Запишитесь на диагностику с экспертом «Профита»
Кому пора начать проводить командные стратсессии?

Шаг 2. Финансовое моделирование

Чтобы оценить влияние идей на ключевые показатели — выручку, маржинальность, EBITDA и чистую прибыль, — гипотезы нужно проверить на финансовой модели. На ней проигрывают разные сценарии: от корректировки цен и оптимизации расходов, до запуска новых продуктовых линеек. Лучше делать это совместно с финансовым директором.

Шаг 3. Обсудить с командой и зафиксировать план

Проработанные сценарии выносятся на общее обсуждение. Цель — выработать решения, которые позволят компании сохранить выручку, прибыль или продолжить рост. На этом этапе формируют дорожную карту с конкретными задачами, сроками и ответственными.

Шаг 5. Корректировка системы мотивации

Система мотивации — это не про выплату премий. Скорее про вовлечение и чувство сопричастности к результату. Система мотивации должна быть синхронизирована с бизнес- и финансовой моделью, стимулировать достижение тех показателей, которые сейчас важны для жизни компании.

Шаг 6. Регулярный контроль

Последний шаг по списку, но не по значимости — регулярный контроль. Вообще, стратегия работает только при системном контроле. Для этого запускают регулярные оперативные встречи — раз в одну-две недели. На них анализируют отклонения факта от плана и принимаются решения для корректировки курса. Всё это позволяет придерживаться плана и оперативно влиять на него в случае необходимости.

«Может показаться, что этот план мало чем поможет при изменении порогов НДС. Но это не так. Любые нововведения в налогах, поставках, законах бьют в первую очередь по тем компаниям, которые держались на костылях: здесь что-то скрыть, там как-то выкрутиться. Это хрупкая позиция.


Если вы хотите управлять бизнесом, который умеет адаптироваться к изменениям — начинать надо с системы управления. Главная ценность не в точном расчёте суммы НДС, а в выработке решений, которые сохранят прибыль и траекторию роста».

Анна Золкина, эксперт по управлению Профита

Стратегическая сессия как инструмент преодоления вызовов 2026 года

Командная сессия — это живая встреча, на которой руководители и собственник синхронизируется по целям и ценностям. Фактически это первый шаг плана. Стратсессии проводят самостоятельно или, например, с экспертами Профита. В контексте грядущих изменений, это не абстрактное планирование, а конкретный управленческий инструмент для защиты прибыли.

Вот чем стратсессия (ССП) поможет вашему бизнесу ↓
  • Узнать больше о стратегических сессия можно здесь.
2026 год — время новых управленческих решений
Введите свои данные
Грядущие изменения порога НДС и условий УСН требуют от фаундеров не столько бухгалтерского расчета, сколько перехода на другой управленческий уровень. В конечном итоге любые нововведения, будь то налоги, изменения в цепочках поставок или законодательстве, проверяют на прочность не бюджет, а саму систему управления компанией. Каждое неэффективное решение в такой системе имеет свою цену.

Системный подход — это не что-то красивое и непонятное в табличке на корпоративном диске. Системность — рабочий инструмент, который позволяет проактивно использовать свои ресурсы как основу для усиления бизнес-модели.

Эксперты Профит помогут перейти от тактического латания дыр к стратегическому планированию: проведём диагностику бизнеса, выявим узкие горлышки, и совместно с командой разработаем конкретный план действий. В рамках стратегической сессии мы прорабатываем финансовые сценарии, оптимизируем расходы и создаем дорожную карту для адаптации и роста в 2026 году.

Записаться на консультацию →