Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie.
Принять все
Напишите нам Telegram
WhatsApp
Mail
  • /
  • /
Автор: Кристина Раскопатина, эксперт по управлению Профита
Редактор: Елена Фефелова
Ноябрь 2025
🎁 Дарим материалы для самостоятельной стратегической сессии
Внутри комплекта:
Вы получите готовую структуру для проведения стратегической сессии в своей команде — без привлечения внешних консультантов.
сценарий сессии
шаблоны для фиксации решений
чек-листы подготовки
рекомендации по фасилитации

Кассовый разрыв в 2026 году: как сохранить финансовую устойчивость бизнеса

Кассовый разрыв — это когда в отчете о прибыли вы в плюсе, а на расчетном счету — паника. Кажется, что это финансовая проблема, но если копнуть глубже, все упрется в управление. Кассовый разрыв — это следствие. Истинные причины кроются в системности, менеджменте или оргструктуре.

В 2026 году разрыв между прибылью на бумаге и реальной ликвидностью грозит тем, кто не перестроит управление. Эксперт Профита Кристина Раскопатина объясняет, почему дефицит средств станет распространённой проблемой в будущем году и как её решить на уровне системы.

Содержание

1. Почему в 2026 году риск кассового разрыва выше

2. Какие ошибки бизнеса могут привести к кассовому разрыву

3. Чек-лист: признаки кассового разрыва

4. Как избежать кассового разрыва в 2026 году

5. Как стратегическая сессия поможет пережить период турбулентности

6. Кассовый разрыв в 2026 году: коротко

7. Поможем подготовиться к переменам и защитить бизнес от кассового разрыва

Почему в 2026 году риск кассового разрыва выше

В 2026 году финансовая среда станет жёстче: расходы увеличатся, а налоговые изменения сократят запас прочности. Вот ключевые факторы, которые могут повысить вероятность кассового разрыва ↓

Изменения в налоговом законодательстве

Госдума приняла закон, который меняет налоговую политику в нашей стране.
«Для бизнеса нововведения означают: рост цен на закупаемые ресурсы, давление на маржу и необходимость пересмотреть ценообразование с учетом нового НДС у поставщиков уже в конце 2025 года.

Компаниям на УСН «Доходы минус расходы» и тем, кто приближается к лимиту, критически важно смоделировать переход на ОСНО или другую систему налогообложения, чтобы не получить кассовый удар из-за внезапных обязательств по НДС».

Кристина Раскопатина, эксперт по управлению бизнесом, фасилитатор Профита

Увеличение фонда оплаты труда

С 1 января 2026 года МРОТ повысится до 27 093 рублей, и это автоматически увеличит фонд оплаты труда: оклады сотрудников, пособия по больничным и отпускные должны быть пересчитаны с учётом нового минимума.

Государство планирует отменить льготы по страховым взносам. Сейчас ставка составляет 15%, но со следующего года может вернуться к 30%. Послабления сохранят только для отдельных приоритетных отраслей — например, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и производства электроники.

«Банки могут повысить ставки по кредитам для бизнеса — так кредиторы заложат риски неплатёжеспособности клиентов. Получить „длинные“ деньги станет дороже и сложнее. Компании должны учитывать увеличенные расходы, а также им стоит продемонстрировать банку высокую платёжную дисциплину».

Кристина Раскопатина, эксперт по управлению Профита

Какие ошибки бизнеса могут привести к кассовому разрыву

В грядущих реалиях управленческие ошибки могут стать причиной дефицита средств в компании. Если бизнес не учитывает эти моменты, он рискует попасть в кассовый разрыв
  • Не проводит план-фактный анализ. Когда компания не сравнивает запланированные финансовые показатели с реальными, она фактически работает вслепую. Бизнес точно не знает, почему цифры получились именно такими и какие корректировки нужны на следующий месяц. В итоге ошибочные действия продолжаются, расходы растут, прибыль проседает — и кассовый разрыв становится вопросом времени.
  • Не учитывает расходы при масштабировании. С расширением бизнеса увеличиваются не только доходы, но и затраты, могут появиться новые статьи расходов. Например, на логистику, персонал, аренду, оборудование, контроль качества, IT-системы. Если предприниматель с высокой точностью не просчитывает, во сколько обойдётся поддержание роста бизнеса, компания может столкнуться с финансовыми проблемами.
  • Не контролирует дебиторку. Компания поставляет товар или услуги «в долг» и надеется, что крупные клиенты оплатят вовремя. На практике отсрочки растут, деньги зависают, а обязательства перед поставщиками и сотрудниками надо закрывать уже сейчас. Если срок оборачиваемости дебиторской задолженности (DSO) постоянно растёт — это прямой сигнал к приближению кассового разрыва.

Кейс из практики


«У нас был клиент — поставщик овощей и фруктов для ресторанов. Бизнес рос, и вместе с ним росли расходы: склад, сотрудники, логистика. Собственник не вёл финансовый учёт, поэтому свести и проанализировать затраты и поступления было нельзя. Но бизнес как-то держался на плаву.


Бизнес рос, и получилось заключить договор с новым заказчиком — ритейлом с большими объёмами, но с отсрочкой платежей. В итоге выручка увеличилась, а денег в обороте стало недостаточно — образовалась непосильная дебиторка, возврату которой ранее не уделялось должное внимание. Так случился кассовый разрыв".

Кристина Раскопатина, эксперт по управлению Профита
  • Некорректно ставит свой запрос. Предприниматель часто формулирует не задачу, а готовое решение. Например: «Нам нужен таргет», «Срочно запускаем сайт». Когда запрос непонятен, деньги уходят на неэффективные инструменты. В результате расходы растут, а прибыль нет.

Чек-лист: признаки кассового разрыва

Кассовый разрыв не возникает сиюминутно — ему предшествует ряд проблем, которые наслаиваются друг на друга. Чтобы вовремя заметить дефицит, важно следить за финансовым здоровьем бизнеса. Сигналы, на которые стоит обратить внимание ↓
  • Денег хватает только на текущие расходы. Средства приходят и тут же уходят на обязательные платежи. На счетах не остается запаса денег хотя бы на несколько недель вперёд.
  • Приходится решать, кому платить в первую очередь. Предпринимателю каждый месяц нужно выбирать, какой счёт закрыть, а какой отложить. Чем дольше продолжается такое «жонглирование», тем выше риск сорвать важный платёж и упустить выгодные сделки.
  • Обороты растут, но на счетах пусто. Такое часто бывает при расширении бизнеса: заказов становится больше, но вместе с ними растут и расходы компании. Например, на аренду, запуск новых направлений, зарплату сотрудникам.
  • Постоянные займы и кредиты. Бизнес вынужден регулярно брать кредиты или займы для покрытия текущих расходов и процентов по кредиту, а не для развития.
Если как минимум 2 признака про вас, возможно, компания находится в зоне риска.

Как избежать кассового разрыва в 2026 году

Чтобы не столкнуться с финансовым кризисом, нужно в первую очередь смотреть на компанию как на систему. Не бывает так, что у бухгалтера по цифрам всё хорошо, а производство простаивает без дела, или что отдел продаж перегружен заказами, а маркетингу не на что сайт обновить.

Эти советы помогут укрепить устойчивость бизнеса ↓

Пересмотреть оргструктуру и расходы на сотрудников

Повышение фонда оплаты труда и рост операционных расходов требуют анализа. Перед наймом полезно просчитать полную стоимость нового сотрудника (ТСО) — не только зарплату, но и налоги, рабочее место, софт, бонусы, дополнительные управленческие издержки. Перед каждым наймом задавайте вопрос: «Какую прибыль или какую оптимизацию должен принести этот человек, чтобы окупить свои ТСО?».

Смоделировать несколько финансовых сценариев

Нужно трио: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный сценарии на 2026 год. Так, вы заранее увидите, как изменения ставок, расходов или выручки влияют на бизнес. Финансовое планирование поможет системно управлять рисками.

Сфокусироваться на прибыльных клиентах

Отслеживайте, какие проекты и клиенты приносят основную прибыль. Принцип Парето показывает: часто 20% клиентов формируют 80% дохода. Не бойтесь отсекать тягостные проекты, чтобы направить ресурсы на то, что принесёт результат.

Кейс из практики


«Один из наших клиентов, который занимается поставкой мясных и молочных продуктов, распылялся на множество проектов. Ресурсов не хватало, выхлопа было мало.


Мы применили принцип Парето и избавились от проблемных заказчиков. В результате диверсифицировали бизнес и открыли новое направление — производство съедобных букетов с колбасами и сырами".

Кристина Раскопатина, эксперт по управлению Профита

Вести план-факт

Если составить бюджет в начале года и не контролировать его исполнение, то пользы будет столько же, если бы его не было совсем. Ежемесячная сверка фактических и планируемых показателей позволяет вовремя увидеть отклонения.

Кейс из практики


«В одном из проектов мы с командой клиента решали проблему кассовых разрывов. Для этого создали простой инструмент — платёжный календарь. В нём расписали даты и суммы грядущих поступлений и расходов.


Благодаря этому календарю клиент смог увидеть реальное распределение денежных потоков и вовремя договориться с подрядчиками о возможных отсрочках, а также скорректировать внутренние процессы».

Кристина Раскопатина, эксперт по управлению Профита

Создать подушку безопасности

Если бизнес показывает стабильный положительный результат, часть прибыли стоит направлять в резервный фонд. Он выручит, когда возникнут финансовые сложности: средства из подушки можно направить на зарплаты сотрудникам, выплаты подрядчикам или закупку оборудования.

Как стратегическая сессия поможет пережить период турбулентности

Финансовое планирование и контроль ликвидности должны быть системными, а главное, осознанными. Добиться этого помогают стратегические сессии. Вот что компании могут получить по её результатам ↓

Увидеть реальную картину бизнеса

Владелец не может видеть все процессы изнутри. Поэтому на стратсессии каждый руководитель приносит свой кусок пазла: результаты за год, точки роста, просадки, стабильные зоны, изменения по сравнению с прошлым периодом.

Из этих фрагментов складывается полноценная картина и исчезают слепые зоны.

Синхронизироваться по целям

Собственник обозначает свои желания и вместе с командой их распределяет:
  • Что можно воплотить уже сейчас.
  • Какие планы требуют ресурсов.
  • Какие идеи пока слишком амбициозны.

В ходе стратегической сессии команда понимает, на чём стоит сфокусироваться, а от чего нужно отказаться.
«Если проводить стратсессии без фасилитатора, команды часто выбирают „удобные“ цели: безопасные и маленькие. При фасилитации собственники и топы ставят более смелые и реалистичные, но выполнимые задачи с учётом имеющихся возможностей».

Кристина Раскопатина, эксперт по управлению бизнесом, фасилитатор Профита

Прожарить финмодель и снять страх перед цифрами

Для многих команд финмодель — что-то на непонятном. Но когда они разбирают её вместе с экспертами Профита на стратсессии, всё меняется: люди начинают мыслить цифрами, предлагать варианты и получать уверенность в результате.

Получить обновлённую систему управления

Стратсессия меняет и улучшает текущие бизнес-процессы компании, а также помогает перенастроить менеджмент. По её итогам собственник и команда получают рабочую стратегию, которая учитывает текущие реалии и возможные риски. Вот какие артефакты повлияет на ликвидность:
  • согласованная финансовая модель с прогнозом ДДС на 12 месяцев.
  • План-график ключевых инициатив по оптимизации оборотного капитала: дебиторка, запасы, кредиторка.
  • Распределенные роли и ответственность между участниками: кто отвечает за приток денег, кто за их сохранность и контроль расходов на предстоящий планируемый период.
  • Пошаговый план по созданию финансовой подушки.

Кассовый разрыв в 2026 году: коротко

  • В 2026 году финансовая среда должна стать жёстче: расходы увеличатся, а налоговые изменения сократят запас прочности. Прогнозируют повышения ставки НДС, увеличения МРОТ, снижения лимита для освобождения от НДС по УСН, уменьшения порога доходов для применения ПСН. Всё это может увеличить риск кассовых разрывов.

  • Если бизнес не составляет гибкий финансовый сценарий, не проводит план-фактный анализ, не контролирует дебиторку, он может попасть в кассовый разрыв.

  • Чтобы избежать кассового разрыва в 2026 году, стоит навести порядок в управлении. Например, пересмотреть оргструктуру, смоделировать несколько финансовых сценариев и поставить с командой план задач по достижению целей.

  • Стратегические сессии помогут выстроить системный подход по управлению денежными потоками, а также увидеть бизнес-картину целиком и поставить реально выполнимые цели.
Поможем подготовиться к переменам и защитить бизнес от кассового разрыва
Введите свои данные
Команда экспертов Профит проведёт диагностику бизнеса, найдёт слабые места и подскажет, как их усилить. На стратегической сессии вместе с командой проработают финансовые сценарии, оптимизируют расходы и создадут план действий на случай любых изменений в 2026 году.

Записаться на консультацию →