Собственник компании «Промстрой» обратился в Profit Consulting, когда задумался о расширении бизнеса. Бизнес благополучно работал достаточно давно и приносил прибыль, однако уже несколько лет компания топталась на месте. На момент обращения оборот был около 500 миллионов рублей, в предыдущем году всего на 8% меньше. То есть прирост хоть и был, но совсем небольшой. А собственник хотел расти кратно.
Не бояться «чужих» денег
Финансовый эксперт Profit Consulting приступил к аудиту. В процессе общения с собственником выяснилось, что он с огромным опасением относится к привлечению в свой проект денег со стороны и стремится обходиться только своими средствами. Его беспокоили риски невозврата, ответственность перед кредиторами или инвесторами, а также не хотелось переплачивать по процентам. Разумеется, такая политика и приводила к тому, что кратный рост становился невозможным. Ведь для того, чтобы серьезно масштабироваться, нужно вложить в компанию больше денег. А в распоряжении компании их почти столько же, сколько было год или два назад. Значит, подход к делу нужно было менять.
Прежде чем обращаться за заемными средствами, мы подсчитали рентабельность активов и величину собственного капитала. Эти два показателя необходимы, чтобы определить, какую сумму и на каких условиях компания может себе позволить. Максимальная сумма привлечения сторонних средств будет зависеть от стоимости собственных активов: инвесторы и кредиторы взвешивают свои риски на основе оценки компании, чтобы в случае невыплаты вернуть себе хотя бы вложенные средства, без прибыли. А показатель рентабельности активов помогает рассчитать, какой максимальный процент можно выплачивать инвесторам или кредиторам, так чтобы сама компания тоже не оставалась без прибыли. По общему правилу, рентабельность активов должна быть вдвое больше, чем процент, выплачиваемый по заемным средствам.
После демонстрации всей картины собственнику финансовому эксперту удалось убедить его, что без заемных средств масштабирования не получится.
Риски и возможности
Далее была составлена финансовая модель на ближайшие три года. Она показывала, на какие перспективы компания может рассчитывать и, соответственно, какой объем финансирования для этого нужен. Также руководителей беспокоило, что при росте объемов строительства не хватит оборотного капитала и начнутся кассовые разрывы. Чтобы снизить такие риски, эксперт просчитал и это, привлекать сторонние средства начали постепенно, с небольших сумм, исходя из запланированного роста.
После проведения всех подсчетов и составления бюджета перешли к выбору стратегического партнера, к которому можно обратиться за финансированием. В данном случае самым простым и быстрым путем оказалось кредитование в банке. Так как ранее компания нигде не кредитовалась, необходимо было наработать кредитную историю. Поэтому на первом этапе эксперт порекомендовал просто взять несколько небольших займов, не сильно привязываясь к условиям и процентным ставкам. С этого и начали.
Затем обратились в банк уже за нужной на тот момент суммой. Здесь подход был более взвешенным и продуманным: из всех предложений выбрали наилучшую ставку и подходящий срок. И пустили средства в работу. Спустя какое-то время, когда руководство компании оценило первые результаты и волнение снизилось, был взят еще один займ и тоже пущен в оборот. При этом показатели компании уже отражали изменение в масштабах деятельности: несмотря на выплаты по займам, компания получила необходимый финансовый рычаг. Результаты представлены ниже:
Выручка и чистая прибыль начали расти, объемы строительства увеличились. Впоследствии компания привлекала еще заемные средства, и за три года работы с финансовым экспертом объем стороннего капитала увеличился более чем в двадцать раз. Но и результаты впечатляют! На данный момент оборот компании уже превышает 2 миллиарда в год! И уже понятно, что это далеко не предел.
Но для того, чтобы увеличивать свои объемы, важно наращивать и свои возможности. А для этого необходимо грамотно использовать финансовые инструменты, в том числе и те, которые связаны с привлечением в компанию стороннего капитала.
Самое время заказать звонок и обсудить вашу задачу
P. S. Это ни к чему не обязывает. Просто поговорим и поймем, чем можем быть полезны