Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie.
Принять все
  • /
  • /
Автор: Юрий Кравец, управляющий партнер Профита
Редактор: Елена Фефелова
Июль 2025

Стратегия на 1 год или на 5 лет: как выбрать горизонт планирования

Завтра, квартал или пять лет вперёд? Горизонт планирования бизнеса определяет, насколько далеко компания заглядывает в будущее, чтобы ставить цели и распределять ресурсы. Но как выбрать подходящий срок в условиях нестабильности и как понять, какой горизонт нужен именно вашей компании — рассказали в этой статье.

Содержание

1. Что такое горизонт планирования в бизнесе и почему он важен

2. Виды горизонтов планирования

3. Что влияет на выбор горизонта планирования

4. Особенности краткосрочного планирования

5. Особенности долгосрочного планирования

6. Как выбрать горизонт планирования для компании

7. Как выбрать горизонт планирования: частые вопросы

8. Как выбрать горизонт планирования: кратко

9. Поможем разобраться со стратегией и планированием в вашей компании

Что такое горизонт планирования в бизнесе и почему он важен

Горизонт планирования — это временной интервал, на который компания ставит цели и разрабатывает стратегию их достижения. Проще говоря, это ответ на вопрос: «На сколько лет вперёд мы загадываем?»

Почему это важно?

  • Задаёт направление. Если у бизнеса нет плана, нет конкретных действий — он перестает активно расти и даже начинает падать в своих показателях. Рост надо планировать, и стратегия с длинным горизонтом планирования — как раз тот инструмент, который не даёт бизнесу потерять направление.
  • Снижает неопределённость. Чем дальше горизонт, тем сложнее прогнозировать, но даже годовой план помогает стабилизировать процессы и сократить хаос.
  • Связывает цели с действиями. Горизонт определяет, какие проекты запускать сейчас, а какие — отложить. Когда компания смотрит на 3 или 5 лет вперед, она может осознанно решать, чем заниматься в текущий момент.

Пример


Компания «ВкусВилл» начинала с оперативного краткосрочного планирования, чтобы тестировать бизнес-модель. Когда модель обкатали, компания перешла к долгосрочным планам масштабирования.


Горизонт планирования — это не просто даты в календаре. Это период, на который мы целимся, когда занимаемся управленческой деятельностью. Мы выбираем точку Б и пробрасываем план конкретных действий и задач для того, чтобы пойти в эту точку. Без планирования бизнес движется туда, куда его подтолкнет ситуация.


Виды горизонтов планирования

В России компании редко планируют дальше года, хотя мировая практика показывает эффективность долгосрочных стратегий. Но сперва разберем, сколько же длятся такие горизонты в периоде и что подразумевают ↓

Оперативное планирование или краткосрочное

Период: от одного дня до месяца.

Это уровень решений, которые не выходят за рамки месяца. Например, сколько сырья закупить на следующую неделю, сколько сотрудников вывести на смену в пиковый период, как оптимизировать доставку под текущий спрос. Здесь важна максимальная гибкость — планы могут меняться еженедельно.
«Оперативная работа необходима. Но если фокусироваться только на ней, то это как лечить симптомы, а не болезнь. Например: “Бок заколол — выпью таблетку”. В моменте сработает, но без долгосрочного плана бизнес не станет устойчивым».

Юрий Кравец, управляющий партнер Профита

Тактическое планирование или среднесрочное

Период: от 3 до 12 месяцев.

Этот горизонт включает бюджетирование, развитие направлений, оптимизацию процессов. Допустим, если на уровне оперативного планирования решали вопрос сколько сырья закупить на следующую неделю, то теперь решают вопрос, какими объемами и циклами закупать SKU, чтобы запас товара на складе мог обеспечить трехмесячное насыщение магазинов.

Или раньше решали, сколько сотрудников выводить на смену в пиковый период, то теперь решают, как выстроить процессы найма и графики команды таким образом, чтобы в необходимый момент подключить дополнительные человеческие ресурсы, при этом в моменты спада ФОТ должен пропорционально снижаться.

«Переход к тактическому планированию означает, что компания выходит из режима тушения пожаров и начинает двигаться более осознанно».

Юрий Кравец, управляющий партнер Профита

Стратегическое планирование или долгосрочное

Период: от 1 до 5 лет. В мировой практике до 10-15 лет.

Это уровень принципиальных решений: выход на новые рынки, масштабные инвестиции, изменения бизнес-модели. Вернемся к нашим закупкам. На уровне тактического планирования бизнес решал, какими объемами надо закупить продукцию, чтобы поддерживать необходимый объем на складах. А на уровне стратегического планирования рассматривает постройку собственной фабрики по производству или фермы по выращиванию.

«Когда бизнес-модель проверена, пора смотреть на 5+ лет вперед. Например, в Нескучных приняли стратегию на 5 лет в конце 2024 года. До этого была стратегия на 3 года и активное тактическое планирование, а первые 2 года своего существования компания опиралась на операционное планирование и поиск своей бизнес-модели. Бизнес менялся и мы подключали новые горизонты планирования по мере их необходимости. Если этого не делать, можно застрять на точке успеха и откатиться назад».

Юрий Кравец, управляющий партнер Профита
Получается, если сравнивать горизонты, картина будет такая ↓
Горизонты не исключают друг друга, а дополняют. Важно уметь сочетать ежедневную операционную работу с долгосрочным видением. Практика финдиров показывает, что сперва компания задает тактический горизонт в 3-12 месяцев и занимается ежедневным, оперативным планированием. А когда бизнес стабилизируется, можно удлинять горизонт планирования и приступать к стратегии.

Что влияет на выбор горизонта планирования

Выбор горизонта планирования — это не про желания, а про реалии бизнеса. Практика финдиров показывает, российские компании чаще работают с короткими горизонтами: от года до трёх, и на то есть причины. Разберём ключевые факторы, которые определяют этот выбор ↓
  • Стадия развития бизнеса — главный ориентир
    Стартапы живут в режиме оперативного планирования, потому что им нужно быстро тестировать гипотезы и никакого смысла говорить о том, что будет через 3 года, нет. По мере стабилизации бизнеса появляется возможность заглядывать дальше.
  • Отраслевые особенности
    Есть сферы, где климат меняется быстро: digital, интернет-торговля. Долгосрочное планирование в этих нишах часто бессмысленно. В то время как промышленные предприятия могут позволить себе 5-летние стратегии.
  • Внешняя среда
    Российский бизнес вынужден учитывать повышенные риски: предприниматель за год проходит налоговую реформу, скачок курса, санкции и еще вереницу сюрпризов. Поэтому даже крупные компании редко строят планы дальше 3 лет.
«Принять стратегию на несколько лет, но пересматривать её каждые полгода — вполне жизнеспособная практика».

Юрий Кравец, управляющий партнер Профита

  • Командные возможности
    Можно написать красивую стратегию, но если команда не умеет работать по плану, не двигается по дорожной карте — это пустая трата времени. Переход к долгосрочному планированию требует зрелости управленцев и отлаженных процессов.

    Маркер готовности перейти к долгосрочному планированию — выполнение годовых планов с точностью от 80%.
  • Бизнес-модель
    Бизнес-модель определяет допустимый горизонт. Бизнесы с длинным циклом, например, строительство или промышленность, требуют долгосрочного планирования. Тогда как сервисные компании могут позволить себе гибкость.
«Правильных и неправильных горизонтов нет. Любая компания сначала работает с оперативкой, потом переходит к тактике, и только потом — к стратегии.

Важно регулярно пересматривать подход, подстраиваясь под изменения в бизнесе и на рынке. По нашему опыту: компании, которые вовремя корректируют горизонт планирования, растут в 2-3 раза быстрее».

Юрий Кравец, управляющий партнер Профита


Особенности краткосрочного планирования

Краткосрочное планирование — это инструмент, который помогает бизнесу эффективно организовывать повседневную работу и фокусировать команду.

В условиях кризисов краткосрочное планирование позволяет быстро адаптироваться к изменениям и оперативно решать задачи. А в стабильные времена остаётся полезным, дополняя стратегические и тактические подходы. В успешной компании все три горизонта планирования работают вместе, обеспечивая устойчивое развитие.

Пример. В первые 2 года в Нескучных финансах вообще не думали о стратегии. Мы занимались тем, что ежедневно решали трудности, справлялись с кассовыми разрывами, планировали на 1-2 квартала. То есть действовали короткими спринтами. Это и позволило из небольшой команды финдиров построить большую компанию с несколькими направлениями.
Ещё пример

Во время пандемии сильно пошатнулся ресторанный бизнес. Те заведения, которые не перешли на краткосрочное планирование и не успели перестроиться на доставку, просто закрылись. Другие же смогли за 1-2 месяца адаптировать процессы и до сих пор успешно существуют.
  • Краткосрочное планирование — лишь первый этап. Как только бизнес стабилизируется, пора переходить к тактике или долгосрочному планированию.

Особенности долгосрочного планирования

Системная работа по превращению амбиций в конкретные шаги и есть долгосрочное планирование. Оно работает когда ↓
  • Бизнес зрелый с проверенной бизнес-моделью. И его задача упрочить свое положение на рынке. Опять вернемся к личному примеру. После того как Нескучные финансы преодолели двухлетний период роста и приняли стратегию на 8 лет, это позволило:
  • Масштабироваться системно: рост х2 ежегодно
  • Готовить ресурсы заранее для новых направлений
  • Избегать кассовых разрывов при расширении
  • Если после первых успехов бизнес не перейдет к долгосрочному планированию, он рискует застрять на своей точке успеха, а потом и вовсе откатиться назад.
  • Магнит для инвесторов. Компании с четкой 5-летней стратегией выгодно отличаются от себе подобных ↓
  • Оценка их бизнеса выше на 30-50%. Инвесторы видят прогнозируемый рост.
  • Легче привлекать партнеров и кредиты. Например, франчайзинговые сети проще привлекают партнеров, ведь перспективы сотрудничества строятся на доверии к их планам.
  • Стабильная капитализация даже в кризисы.

«Инвестор платит не за текущие показатели, а за будущие доходы. Без стратегии эти доходы невозможно обосновать».

Юрий Кравец, управляющий партнер Профита

Как выбрать горизонт планирования для компании

Пошаговый алгоритм, который поможет определить, с какого горизонта начать планирование в вашей компании ↓
  • Шаг 1: оцените стадию развития компании
  • Шаг 2: проанализируйте риски
  • Шаг 3: проверьте готовность команды
    Если команда не умеет выполнять месячные планы, нет смысла переходить к долгосрочным целям. Критерий перехода к стратегии: 80% тактических планов выполняются без срывов.
  • Шаг 4: используйте многоуровневый подход
  • Оперативное планирование → еженедельные задачи.
  • Тактическое планирование → квартальные KPI и проекты.
  • Стратегическое планирование → выход на новые рынки, масштабирование.
  • Шаг 5: будьте гибкими
    Стратегия требует регулярного аудита. В зависимости от горизонта устанавливайте промежуточные точки контроля. Например, для стратегии в 5 лет сверка координат может быть раз в полгода.
«Хорошая стратегия — как GPS: она показывает направление, но позволяет менять маршрут, если дорога перекрыта».

Юрий Кравец, управляющий партнер Профита


Как выбрать горизонт планирования: частые вопросы

Отвечает Юрий Кравец,
управляющий партнер Профита
  • Как совмещать долгосрочные цели с необходимостью быстро реагировать на изменения?
    Через систему регулярных корректировок. Принимайте стратегию на период от 3 до 5 лет, а затем пересматривайте её каждые полгода — это жизнеспособная практика.
  • С чего начать внедрение планирования, если раньше мы работали по ситуации?
    Начните с тактического горизонта в 12 месяцев. Разбейте цели на кварталы и ежемесячно сверяйтесь с результатами. Как только квартальные планы будут выполняться на 80 и более процентов, можно задуматься о более далеком горизонте планирования.
  • С чего начать долгосрочное планирование в компании?
    Начинать нужно с разработки стратегии — это фундаментальный документ, который отвечает на ключевые вопросы бизнеса:
    • Клиенты и рынки — с кем будем работать и какие потребности закрывать;
    • Продукты — что будем предлагать и развивать;
    • Маркетинг — как привлекать клиентов;
    • Операции — как выполнять обязательства.

    На практике это работает так: компания проводит стратегическую сессию с топ-менеджментом и анализирует рынок, конкурентов и клиентские сегменты. Затем формулирует гипотезы развития на 3-5 лет. В финале идеи переводят в финансовую модель с расчётами и дорожную карту.

Как выбрать горизонт планирования: коротко

  • Горизонт планирования — это временной интервал, на который компания ставит цели и разрабатывает стратегию их достижения.

  • Горизонт планирования: задаёт направление, снижает неопределённость, связывает цели с действиями.

  • Видов горизонта может быть три: оперативное планирование, еще его называют краткосрочное, тактическое планирование или среднесрочное и стратегическое планирование или долгосрочное.

  • Горизонты не исключают друг друга, а дополняют. Важно уметь сочетать ежедневную операционную работу с долгосрочным видением.

  • На выбор горизонта планирования влияет: стадия развития бизнеса, отраслевые особенности, внешняя среда, команда и финансовая модель.

Поможем разобраться со стратегией и планированием в вашей компании
Введите свои данные
Хотите понять, какое планирование нужно вашей компании сейчас, получить объективный взгляд на развитие вашего бизнеса и составить карту движения?

Доверьте стратегическое планирование экспертам Профит. Мы проведем диагностику вашего бизнеса, подберем оптимальный горизонт планирования и организуем стратегическую сессию для вашей команды. В результате вы получите четкий план развития и продуманную систему регулярного контроля.

Записаться на консультацию →