Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie.
Принять все
  • /
  • /
Автор: Анна Золкина, эксперт по управлению Профита
Редактор: Елена Фефелова
Август 2025

Кто заставит ваш бизнес расти: менеджер по развитию бизнеса

Менеджер по развитию бизнеса или BDM (Business Development Manager) — это человек, который формализует стратегические цели собственника, а потом выстраивает процессы так, чтобы команда достигла нужного результата.

О том, какие именно задачи входят в обязанности BDM, какие навыки для этого необходимы и где искать такого сотрудника — расскажем в статье.

Содержание

1. Зачем бизнесу нужен менеджер по развитию бизнеса

2. Какие задачи он решает

3. Навыки, необходимые для BDM

4. KPI менеджера по развитию бизнеса

5. Как найти BDM-менеджера

6. Кто такой менеджер по развитию бизнеса: частые вопросы

7. Кто такой менеджер по развитию бизнеса: коротко

8. Поможем наладить работу внутри компании и обеспечим развитие бизнеса

Зачем бизнесу нужен менеджер по развитию бизнеса

Когда компании ищут менеджера по развитию, они предполагают, что эксперт поведёт бизнес в другие ниши, будет разрабатывать и запускать новые продукты или даже изменит существующую бизнес-модель. Специалист ассоциируется с чем-то новым и прорывным.

На практике оказывается, что стратегическое видение было и остаётся за собственником. Именно он определяет, куда двигаться дальше. Задача менеджера по развитию — помочь владельцу бизнеса выйти из операционки и сделать так, чтобы бизнес перестал топтаться на месте. Для этого нужен порядок в текущих делах, стабильные бизнес-процессы и прогнозируемый финансовый результат.
«Для того чтобы компания могла успешно конкурировать на внешнем рынке, ей необходимо обладать внутренней силой и устойчивостью. Однако не всегда достаточно собственных ресурсов, чтобы этого добиться. В таких случаях на помощь приходит менеджер по развитию бизнеса, который закладывает прочный фундамент для дальнейшего роста и трансформации бизнеса».

Анна Золкина, эксперт по управлению Профита

Рост и развитие — не всегда синонимы. Когда мы говорим о росте, то подразумеваем быстрый результат. Например, чтобы увеличить выручку, можно расширить штат, пересобрать процесс продажи или модернизировать производство. Словом сделать то, что позволит больше создавать, продавать или быстрее обрабатывать поток заявок. Развитие — долгосрочная работа, которая не даёт эффекта здесь и сейчас. Менеджер по развитию находит слабые места в бизнесе и придумывает, как их усилить или перестроить.

Пример из практики


«Есть устоявшиеся бизнесы, которые стабильно приносят ожидаемый доход и не подвержены резким изменениям спроса. То есть текущая бизнес-модель компании реализуется практически на 100%.


Возьмём арендный бизнес. По мнению собственника, он достиг потолка: заполняемость максимальная, увеличить площадь или построить новые здания на этой территории нельзя. Владелец не понимал, как в этой ситуации можно развиваться.


Решение нашли внутри самой компании: через описание бизнес-процессов и автоматизацию нашли узкие места и увидели, где теряем деньги (дублирование, потеря задач, отсутствие бюджета по плановым расходам). После наведения порядка в структуре и процессах собственник начал по-другому оценивать свой бизнес и тестировать новые гипотезы, чтобы выжимать из этой коробочки максимум и получать больше прибыли на том же обороте: увеличение среднего чека, предоплаты вместо постоплат, автоматизация вместо дополнительных сотрудников».

Анна Золкина, эксперт по управлению Профита

Какие задачи он решает

Фиксированный набор задач здесь не назвать. Многое зависит от специфики компании, стадии её развития и идей собственника. Но всё же, если определять пул условно типичных дел, то он будет таким ↓

Анализ рынка и конкурентов

Эксперт должен понимать внешнюю среду бизнеса: текущую ситуацию на рынке, активность конкурентов и изменение спроса. Эту информацию менеджер по развитию получает из маркетинговой отчётности или за счет личных, наработанных годами связей. Данные помогают определить, почему у бизнеса возникают проблемы: из-за внутреннего хаоса или из-за общего рыночного тренда.

«Например, у компании падают продажи и менеджер по развитию разбирается в причинах. В чем беда? Может не хватает товара на складе при высоком спросе или цена продукта выше рынка. А может, причина вообще во внешних факторах.


Проблема внутри → меняем процессы, ищем узкие места, перестраиваем работу. Причина внешняя → адаптируем стратегию к текущим реалиям».

Анна Золкина, эксперт по управлению Профита

Повышение операционной эффективности

Конкретные показатели зависят от приоритетов компании: для кого-то главное — увеличение выручки, для кого-то — рост прибыли, а иногда важно и то, и другое. Действия менеджера по развитию должны прямо влиять на финансовые результаты — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Управление проектами развития

Это отдельные инициативы, которые помогают улучшить работу бизнеса и масштабировать его. Например, внедрение CRM-системы, автоматизация внутренних процессов или внедрение новых инструментов для продаж. Менеджер по развитию отслеживает прогресс этих проектов, координирует команду и ресурсы, следит за сроками и результатами.

Связующее звено между собственником и командой

Чтобы голова понимала, что делают руки, а руки делали то, что хочет голова, нужен человек, которые соединит уровни стратегии и операционки. Менеджер по развитию приземляет идеи собственника на отделы и помогает их реализовывать.

«В Профите мы подходим к вопросам развития компаний с максимальной глубиной, исследуя не только существующие бизнес-процессы, но и структуру ролей, задействованных в них. Мы обеспечиваем комплексный подход, который включает в себя выявление недостатков в функционале кадров — определяем, какие критически важные роли отсутствуют, и как их внедрение может способствовать росту бизнеса.


Совместно с собственником анализируем и приоритезируем функции, которые действительно смогут оказать значительное влияние на развитие, а также определяем финансовые возможности для их реализации».

Анна Золкина, эксперт по управлению Профита

Навыки, необходимые BDM

Собрали в таблице навыки и личные качества, которыми должен обладать эксперт по развитию бизнеса. Они помогут наладить работу бизнеса и достигать целей ↓

KPI менеджера по развитию бизнеса

KPI менеджера по развитию зависят от задач, которые ставит перед ним собственник. Но в основе всегда лежит измеримый результат: как инициативы отражаются на финансовых показателях бизнеса. Самое важное — видеть положительные изменения.

Вот какие метрики оценки работы менеджера по развитию бизнеса могут быть ↓
  • Рост дохода компании. Ключевая метрика, которая демонстрирует общее развитие и масштабирование бизнеса.
  • Рост выручки по новым направлениям или рынкам. Показывает, насколько успешно компания выходит в новые сегменты и зарабатывает там.
  • Объём новых клиентов и сделок. Отражает увеличение клиентской базы и активность продаж.
  • Количество заключенных партнёрств. Демонстрирует расширение сети сотрудничества компании.
  • Период реализации проектов по развитию. Иллюстрирует, насколько быстро и в срок воплощаются проекты.
  • Доля новых проектов. Показывает, какую часть в развитии компании занимают нововведения, а не существующие направления.
  • Скорость принятия решений. Отражает, насколько быстрее топы и собственник начали принимать управленческие решения, а команда — исполнять их.

Как найти BDM-менеджера

Есть два пути: вырастить специалиста внутри или нанять готового эксперта извне.

Растить своего специалиста

Этот вариант кажется логичным — внутри компании уже есть сотрудники, которые знают бизнес-процессы и команду. Но это не простой путь: чтобы подготовить специалиста, нужно ↓
  • Чётко описать роль и ожидаемые результаты: KPI, задачи, какие сроки.
  • Создать карьерный трек: показать сотруднику перспективы, пояснить, что от него ждут, какие компетенции нужно развить.
  • Регулярно обучать и наставлять. Даже опытный сотрудник без практического понимания управления проектами и развития бизнеса не сможет сразу справиться с новой ролью.
Важно понимать, что растить сотрудника — процесс долгий и трудоёмкий. Практика показывает, что адаптация к новой роли занимает несколько месяцев и требует постоянного внимания руководства и участия собственника.

«Я работала наставником в компании и за время своей деятельности подготовила 12 специалистов. Как правило, в течение шести месяцев новый сотрудник осваивает главные принципы работы, начинает понимать, каким образом его действия влияют на результаты компании и как достигать поставленных целей, а также полностью адаптируется к изменениям.


Взращивание сотрудников — ресурсоемкая задача. На протяжении всего периода наставничества необходимо постоянно взаимодействовать с подопечным, уделять ему время и внимание. Далеко не все руководители обладают соответствующими навыками или готовы инвестировать свои ресурсы в этот процесс».

Анна Золкина, эксперт по управлению Профита

Пригласить внешнего эксперта

Сперва нужно составить профиль должности: какой человек нужен, какие цели и задачи ему поставят, какой результат нужен. И уже под этот портрет искать человека. Тогда специалист будет максимально подходить под реальные потребности компании и сможет сразу эффективно включиться в работу. В Профите мы работаем так ↓
  • Проводим диагностику бизнеса. Погружаемся в бизнес-процессы, изучаем навыки и зрелость команды, определяем текущее состояние системы управления. Оцифровываем точку А и предлагаем план перехода в точку B.
  • Внедряем инструменты. Поэтапно меняем оргструктуру, выстраиваем бизнес-процессы, работаем над проектами развития и координируем команду с опорой на цифры: гипотезы проверяем на Финмодели, контролируем ключевые метрики через план-фактный анализ, сверяем и корректируем план после оценки результатов.
  • Проверяем работу. Смотрим, как работают инструменты и приносят ли запланированный результат.
Первый шаг — встреча с экспертом «Профит», на которой вы вместе наметите ближайшие шаги к системной управляемости.

Кто такой менеджер по развитию бизнеса: частые вопросы

Отвечает Анна Золкина,
эксперт по управлению Профита
  • У меня стабильный бизнес с предсказуемой прибылью. Зачем мне развитие, если и так всё хорошо?
    Как раз затем, чтобы это «хорошо» не закончилось. Развитие — это не всегда про новое, оно часто про эффективность. Ваша стабильность — идеальный плацдарм, чтобы навести порядок в операционке: убедиться, что нет денежных потерь, автоматизировать рутину, повысить маржинальность. Это «развитие изнутри» усиливает бизнес, делая его не просто стабильным, а устойчивым к кризисам.
  • Я нанял менеджера по развитию, но ничего не меняется. Мы просто проводим много встреч. В чём проблема?
    Вероятно, всё остановилось на этапе обсуждения и проектирования. Если после встреч нет чётких решений, назначенных ответственных и дедлайнов — это просто разговоры. Нужен тот, кто будет вести трекинг, «забегать в бухгалтерию и к эйчарам», чтобы добиться результата.
  • Моя команда и так загружена, а любые новые проекты развития — это для них доп. нагрузка. Как не сорвать операционку?
    Нужно не «спустить» проект сверху, а «продать» его команде. Когда люди понимают, зачем это нужно и какую боль это решит, вовлечены в обсуждение и чувствуют свою причастность, они сами становятся двигателями изменений.

    Задача собственника — не приказать, а вовлечь. Тогда качество реализации идеи, которую команда приняла как свою, будет в разы выше.
  • Я хочу, чтобы выручка росла быстрее. Это про рост или развитие?
    Рост — это про «быстро»: нанять больше людей, запустить рекламу, чтобы получить кратный прирост выручки сейчас.

    Развитие — это про «надолго»: оптимизировать процессы, чтобы те же люди делали в 2 раза больше без выгорания, пересмотреть ассортимент, чтобы увеличить прибыль, а не просто оборот.

    Рост часто следует за развитием, но это не синонимы. Можно быстро вырасти, а потом разориться на поддержании этого роста.
  • Почему идеи тяжело реализовываются?
    Потому что на этапе реализации им уделяют недостаточно внимания: без фиксирования шагов и регулярного трекинга проекты останавливаются. Всегда держите в голове правило «демократия в обсуждении и диктатура в исполнении»: чёткий контроль воплощения идей должен быть всегда.

Кто такой менеджер по развитию бизнеса: коротко

  • Менеджер по развитию бизнеса — это специалист, который поддерживает идеи собственника, обеспечивает эффективную работу компании и оптимизирует внутренние процессы. Цель специалиста — создать прочный фундамент для дальнейшего развития бизнеса.

  • Чтобы эффективно выполнять свою работу, менеджер по развитию должен уметь управлять проектами, понимать связь «цифры ↔ процессы», аналитически мыслить. Софт-скиллы: коммуникация, лидерство, ответственность за результат и способность мотивировать команду.

  • Эффективность менеджера оценивается через KPI. Метриками могут быть рост выручки, привлечение новых клиентов и партнёров, завершение проектов в срок, а также скорость принятия решений и внедрения идей.

Поможем наладить работу внутри компании и обеспечим развитие бизнеса
Введите свои данные
Если вы хотите выйти из операционки, управлять бизнесом без напряга и сосредоточиться на развитии — пришла пора обратиться к экспертам Профит.

Проведём диагностику бизнес-процессов, закроем пробелы в оргструктуре и создадим основу для развития компании.

Записаться на консультацию →